На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

102 подписчика

Рецензия на фильм «451 градус по Фаренгейту»

Америка недалекого будущего. После Второй Гражданской войны, вызванной накопившимися внутри общества разногласиями, новое правительство решило оградить население от лишних разрушительных эмоций и запретило все виды искусства, кроме телевидения, да и на нем остались только новостные каналы. Все бумажные книги, диски и кассеты с фильмами подлежат немедленному уничтожению, их хранение объявлено незаконным, а на передний план борьбы с инакомыслием выходят команды пожарных – только теперь они не борются с огнем, а, наоборот, поливают пламенем библиотеки и книгохранилища.

Молодой служащий пожарной команды по имени Гай Монтег с воодушевлением сжигает книги, но знакомство с юной бунтаркой Клариссой меняет его взгляды – парень начинает понимать, что уничтожает что-то бесценное, и восстает против своего начальника брандмейстера Битти, одержимого идеей остановить распространение любого свободомыслия.

451 градус по Фаренгейту (2018) / Fahrenheit 451

драма / фантастика

Режиссер: Рамин Бахрани
В ролях: Майкл Б. Джордан, Аарон Дэвис, Синди Катц, Майкл Шеннон, Майко Нгуйен

Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»

Некоторые книги, даже очень хорошие и весьма значимые для воспитания подрастающего поколения и формирования хорошего вкуса, считаются «неэкранизируемыми» вовсе не потому, что техника спецэффектов до сих пор не готова показать какие-то удивительные миры, а сценаристы не могут адаптировать увесистые тома в двухчасовую динамичную историю. Нет, дело скорее в том, что часто литературные произведения хороши именно в той форме и органичны в той эпохе, к каким авторы в них обращаются. Нет, разумеется, никто не мешает переносить в наше время сюжет «Анны Карениной» или осовременивать «Трех мушкетеров», вот только получается из этого обычно что-то несуразное, удачи можно пересчитать по пальцам одной руки видавшего лучшие времена фрезеровщика.

Роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» – произведение, без преувеличения, гениальное и актуальное на все времена, ведь борьба с инакомыслием, стремление подавить свободу и навязать ограничения идут с человечеством рука об руку с незапамятных времен. Но экранизировать эту книгу – задача не столько трудная, сколько бессмысленная, ведь прямой перенос текста в кадр вряд ли современного зрителя впечатлит, а любая неловкая попытка адаптировать роман для века XXI превращает изящный текст и живую мысль в набор штампов и неуклюжих сюжетных клише. Канал HBO и режиссер Рамин Бахрани посчитали, что со сложностями они справятся, но просчитались – киноверсия 2018 года ужасающе плоха.

Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»

Мы даже не станем сравнивать новинку с классикой Франсуа Трюффо, в 1966 году кино еще не так далеко ушло от романа, а потому смотрелось органично и даже по-своему пугало. Сейчас же «451 градус по Фаренгейту» выглядит странным и каким-то нелепым вольным ремейком даже не оригинальной книги, а десятков антиутопий, вышедших на экраны за полсотни лет, – от «Эквилибриума» и «Гаттаки» до «1984» и «Равных». Топтаться на месте с книжной фабулой о горящих книгах сегодня несколько глупо – книги и так постепенно становятся уделом меньшинства, молодежь погружена в смартфоны, а взрослых поглотил телеящик, – а ничего нового Бахрани и его давний партнер сценарист Амир Надери придумать не смогли. Точнее, они придумали какую-то чушь про ДНК птицы, в которой содержание миллионов книг будет переноситься по миру и распространяться, словно вирус, но лучше бы им этого не делать.

Но хуже даже не это, а то, что силенок у создателей нового «Фаренгейта» хватило только на половину книги, да и ту они упростили донельзя. Непонятно, по каким причинам сценарий получился таким скомканным, но третий акт картины откровенно слит, а завершается лента банальнейшей сценой противостояния внутри горящего сарая. На этом фоне не хватающий звезд с небес «Эквилибриум» выглядит шедевром духа и разума, образцом логики и искренности, фильмом сильным и правдивым. Бахрани же свою работу провалил.

Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»

Герои книги, а следом и фильма, те, кто борется с тоталитаризмом, ограничениями свобод и уничтожением произведений искусства, занимались несколько странным, но трогательным делом – не имея возможности хранить книги, они их учили наизусть и передавали из уст в уста. Так вот, если дело дойдет до апокалипсиса и все мы станем заложниками придуманного Брэдбери дегуманизированного общества, то книгу «451 градус по Фаренгейту» обязательно кто-то сохранит в памяти. А вот о фильме Бахрани этого не скажешь – наоборот, его поскорее стоит вычеркнуть из памяти, чтобы освободить место под что-то полезное. Хотя бы под «Гаттаку».

Оценка 4/10.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх