Преклонных лет работник фабрики Мисуми признается в умышленном убийстве и сожжении тела своего начальника, и все улики указывают на то, что слова его правдивы, а мотивы понятны. Но опытный адвокат обвиняемого Томоаки Шигемори обращает внимание на нестыковки некоторых деталей, да и признательные показания Мисуми постоянно меняются. Пытаясь выстроить линию защиты, Шигемори наталкивается на стену странных разночтений одних и тех же событий со стороны знакомых подсудимого, его семьи и семьи его жертвы, и это заставляет адвоката поверить в невиновность своего клиента. Впрочем, подлинные причины убийства и настоящий убийца уже никого не интересуют – суд не обращает внимания на открытые адвокатом обстоятельства и назначает финальное слушание…
Третье убийство (2017) / Sandome no satsujin
Режиссер: Хирокадзу Корээда
В ролях: Масахару Фукуяма, Кодзи Якусе, Синносукэ Мицусима, Микако Итикава, Идзуми Матсуока
Представители японского кинематографа – нечастые гости в наших кинотеатрах. И это несколько странно, ведь в Стране восходящего солнца индустрия кинематографа развита достаточно для того, чтобы и на мировых кинофестивалях выступать с успехом, и на внутреннем рынке конкурировать с голливудской экспансией. Но тем значимее любая новая встреча с азиатским кино, проникшим таки на нашу территорию, – драма Хирокадзу Корээда «Третье убийство» от этого становится еще ценнее, картина превращается не только в общечеловеческую историю противостояния правды и истины, но и в удивительный путеводитель по судебным закоулкам Японии, такое у нас вряд ли увидишь где-то еще.
На первый взгляд «Третье убийство» – вполне стандартное кинематографическое судебное разбирательство, коих и в Голливуде, и в Европе, да и у нас было показано предостаточно. Сперва перед зрителями предстает очевидный преступник, а затем, шаг за шагом, деталь за деталью, свидетельство за свидетельством, уверенность в том, что именно данный человек пошел на убийство, размывается и к финалу стирается совсем. Другое дело, что японский фильм – не детектив, в нем герои не заняты поисками настоящего преступника или преступников, они заняты другим делом, обычным для судебной практики, но не всегда понятным обывателю: адвокаты ищут способ заставить суд усомниться в обвинениях и спасти конкретного клиента от тяжелого приговора.
Разумеется, эта линия дополнительно подчеркивается реакцией публики и окружения адвоката – Шигемори приходится отвечать на непростой вопрос о том, почему и зачем он защищает, казалось бы, заведомого жестокого убийцу. Но, как известно из истории, суд несовершенен, а потому от ошибок не застрахован даже самый объективный процесс, а защиты заслуживает даже самый очевидный злодей. Хитрым трюком с неочевидной фактурой самого ключевого убийства режиссер заходит даже дальше, он позволяет трактовать преступление с самых разных точек зрения, в него замешаны несколько лиц, и только они сами могут назвать того, кто нанес решающий удар. Но захотят ли? Ведь убийство скрывает куда более сложные проблемы.
Если тема судебного противостояния обвинения и защиты кажется вам скучной, то «Третье убийство» все равно может вас удивить, ведь вне пределов суда разворачиваются события куда более бурные – зрителю раскрывается подноготная японского патриархального быта, в котором отношения отцов и дочерей оказываются камертоном состояния общества. Режиссер недаром показывает нам сразу три тандема отец-дочь, и каждый работает по-своему, в каждом есть свои собственные проблемы, и каждый разрешает свои проблемы нетривиально: через намеренные правонарушения, через скандалы, а то и через кровавые жертвоприношения. Не то чтобы японское общество тяжело больно, с преступностью и насилием оно худо-бедно справляется получше многих, но кризис в нем определенно чувствуется. И именно об этом переживает постановщик, ему в эту эпоху перемен жить.
Вообще, как и любой добротный азиатский фильм, «Третье убийство» имеет множество любопытных слоев: создателей картины интересует, кажется, все – от экологии до взаимоотношений судьи и адвоката внутри одной семьи. Эта рассредоточенность поначалу несколько смущает и даже пугает, но в итоге фильм получается более ярким и пышным, чем можно было предположить. И при том оставляет место для размышлений над подлинными мотивами произошедшего. Этим фильмом прокатчики словно восполняют недостаток японского кино на наших экранах – вместо одного дивного цветка зритель получит настоящую икебану, сложный, многомерный и при этом удивительно живой букет.
Оценка 7/10.