2005 год. Драматическая смерть монахини в румынском монастыре, ставшая результатом обряда изгнания демона, всколыхнула мировые новостные агентства. Священник-экзорцист и его помощники арестованы, но молодая британская журналистка Николь считает, что за гибелью молодой женщины стоит нечто большее, и девушка отправляется в Бухарест с целью подготовить материал о жизни местных священнослужителей. Почти сразу по приезду с Николь начинают происходить необъяснимые вещи, заставляющие девушку поверить в сверхъестественное. Прежде отрицавшая существование Бога журналистка оказывается легкой добычей для демона, который покинул тело умершей монахини и ищет новую жертву.
Заклятье. Наши дни (2017) / The Crucifixion
Режиссер: Ксавье Жанс
В ролях: Софи Куксон, Корнелиу Улич, Бриттани Эшворт, Мэтью Заяц, Диана Владу
Голливуд как-то незаметно приучил нас к тому, что одержимость бесами и сопутствующие этому ритуалы их изгнания из тел жертв – удел исключительно католической церкви и протестантизма в самых редких случаях. Зритель даже перестал задумываться, а известны ли подобные явления буддистам? А что об одержимости думают мусульмане? Но тут сама жизнь подбрасывает информацию к размышлению и возможность расширить кругозор – в 2005 году мировая пресса раздула большую историю о священнике-экзорцисте из Румынии, который очищал тела и души одержимых по православным канонам и традициям. Уже одно это звучит весьма любопытно в связи с выходом на экраны хоррора «Заклятье. Наши дни», завязка сюжета которого основана на смерти монахини.
Погружение в более привычную нашему зрителю атмосферу православных храмов, впрочем, не единственное достоинство картины французского режиссера Ксавье Жанса. Добавьте сюда непривычные для голливудских ужастиков пейзажи румынских Карпат (да-да, сюжет разворачивается едва ли не в легендарной Трансильвании), колоритные местные языческие праздники, имитирующие поедание плоти умерших, недоброжелательных цыган и вполне самодостаточную сквозную детективную линию – и вы получите интереснейшее зрелище, которое совсем не зря получило в российском прокате отсылку к «Заклятию» Джеймса Вана. Это не прямое продолжение, но достойный внимания отпрыск.
Тем более что внимание это поддерживается весьма умело – авторы колоритно погружают зрителя в тягостный сумрак кельи, где экзорцист истязает мученицу, а потом вдруг перебрасывают в уютный мир европейского обывателя, где непростую лямку тянет героиня Софи Куксон, той самой Рокси, которую столь безжалостно прикончили в новом «Кингсмане». Куксон в фильме очень хороша, она и твердость проявить может, и по-женски отрабатывает на полную катушку. А уж как она пугается и истерит – многим юным актрисам учиться и учиться. Так что фильм держится не только на пугающей атмосфере, но и на достойном главном герое.
«Ну а что насчет ужасов?» – задастся справедливым вопросом потенциальный зритель. Тут тоже все в порядке – фильм отвечает всем требованиям, выдвигаемым подобным картинам, больше того, в определенный момент кажется, что создатели «Заклятья. Наши дни» решили использовать все хоррор-шаблоны и коснуться каждого способа нагнетания страха – вас ждут и неожиданные отражения в зеркалах, и внезапно гаснущее освещение, и вдруг гавкающие собаки, и выпрыгивающий, как черт из табакерки, монстр в поле, и сломанный ноутбук, и шепот в пустом доме, и много других «скримеров», которых авторы насыпали от души. Наверное, не все они вас испугают, кое-что слишком прямолинейно и нарочито, но два-три раза вздрогнете обязательно.
А вот чего ленте не хватает, так это понятной морали и вывода – всю дорогу зрителя ведут к тому, что Николь, ранее отвергавшая Бога и обвинявшая религию в смерти матери (та отказалась бороться с болезнью, положившись на божью волю), перейдет на сторону Света. Не будет спойлером сказать, что переход состоялся, но выглядел он скорее выгодной в данный момент сделкой, чем обретением веры.
Ну да катарсис и мораль никогда не были сильной стороной фильмов ужасов – там бы выжить да от места злоключений подальше удрать. Зато зрелищно картина отрабатывает и потраченное время, и заплаченные за билет деньги, снято все достаточно уверенно, сыграно достоверно и убедительно, пугает ровно настолько, насколько вы готовы поверить в эту, напомним, близкую к реальной историю. Так что поклонники жанра разочарованы не будут, европейские «ужастики» по-прежнему хороши и атмосферны.
Оценка 7/10.