Британский комедийный шпионский боевик «Kingsman: Секретная служба» был одним из главных хитов 2014 года. Лента превратила Колина Ферта в экшен-героя и сделала знаменитым молодого актера Тэрона Эджертона. Главным триумфатором, однако, был соавтор сценария и режиссер Мэттью Вон. Куя железо пока горячо, Вон немедленно принялся работать над сиквелом, и сейчас его новая картина выходит в российский прокат. Она называется «Kingsman: Золотое кольцо».
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой одетый с иголочки суперагент Эггси и его коллеги сражаются с крупнейшим в мире наркокартелем. Борьба с наркотиками еще никогда не была такой стильной и такой безумной!
Предыстория фильма
Шпионские кинофильмы появились перед самым началом Первой мировой войны. Это были сугубо пропагандистские картины, которые призывали граждан к бдительности и напоминали, что зарубежные враги не дремлют и что они плетут коварные заговоры. С годами, однако, шпионское кино становилось все менее пропагандистским и все более увлекательным. Даже если противниками героев были не вымышленные злодеи, а правдоподобные коммунисты или нацисты, снимались такие картины не как предупреждение, а как развлечение, сосредоточенное на изощренных интригах и размашистых экшен-сценах.
Это направление шпионского кино достигло своего высшего воплощения в цикле о Джеймсе Бонде. «Бондиана» не призывала к бдительности, а предлагала насладиться роскошной жизнью, экзотическими странами, красотками со всего мира и фантастическими эффектами. Она снималась с ироническим прищуром и не просила, чтобы ее принимали всерьез. Хотя, казалось бы, во времена холодной войны западную публику было чем пугать.
Напротив, в наше время, когда противостояние капитализма и коммунизма сошло на нет, шпионские истории зачастую снимаются как мрачные и подчеркнуто серьезные ленты. Вспомним хотя бы цикл о Джейсоне Борне и сериалы «24» и «Родина». Крах и распад СССР не принесли человечеству мир, и сейчас люди живут в большем страхе, чем в те времена, когда мы боялись лишь атомной войны.
Но когда серьезность становится невыносимой, она неминуемо встречает сопротивление. В случае шпионского кино Сопротивлением стал британский постановщик Мэттью Вон, который в начале 2010-х спросил себя: «Почему был не снять шпионский боевик, который был бы не только крутым, но и прикольным?»
Как и положено британцу, Вон задал этот вопрос в пабе, за кружкой пива. Режиссер выпивал со своим соотечественником Марком Милларом – знаменитым шотландским сценаристом комиксов, который сочинил «Пипец», положенный Воном в основу зажигательной картины 2010 года. Когда творцы разговорились, Миллар спросил, как бы Вон снял «Казино “Рояль”» (британец был среди претендентов на режиссерское кресло перезагрузки «бондианы»), и Вон, излагая свое видение, посетовал, что Джеймс Бонд «сломался» в сравнении с тем, каким он был в 1960-х и 1970-х. Именно тогда режиссер заметил, что было бы здорово начать новый, прикольный и увлекательный, шпионский цикл, и Миллар с ним согласился.
Продолжив разговор, сценарист вспомнил статью об истории «бондианы», где рассказывалось, как режиссер «Доктора Ноу» Теренс Янг перед съемками научил «плебея» Шона Коннери изображать офицера и джентльмена – носить костюмы с иголочки, блюсти этикет, достойно себя держать. Вон сказал, что это дельная идея для первого фильма – превращение обычного парня в крутого британского суперагента. Что-то вроде «Бэтмен: Начало», но со шпионами вместо супергероев.
Выросший среди аристократов Вон предложил сочинить историю о сироте из престижной частной школы Итон, который кажется «гадким утенком» среди состоятельных однокашников, но в итоге превращается в современного Бонда. Миллар ответил, что надо пойти дальше – сделать героя гопником из муниципального жилья для бедняков, который постепенно превращается в шпиона-аристократа. Как и Вон, Миллар опирался на собственный жизненный опыт, который у него был не дворянским.
Почему оба творца были зациклены на трансформации героя в отлично одетого и аристократически вышколенного парня? Потому что таковы британские шпионские реалии. По традиции в британскую разведку преимущественно набирают выходцев из известных и состоятельных семей с давней историей служения короне и с образованием в элитных вузах. В этом есть определенная логика, но прежде всего это проявление британской кастовой системы. Вон и Миллар же хотели показать, что при должном усердии и таланте парень «снизу» может пробиться в высшую касту.
Вместе придумав общие контуры будущего проекта, режиссер и сценарист не договорились о дальнейшей совместной работе. Поэтому они разошлись, и каждый начал сочинять свое воплощение этой идеи. В результате Миллар начал в 2012 году публиковать комикс «Секретная служба», который позднее по примеру фильма был переименован в Kingsman (буквально «человек короля»), а Вон примерно тогда же сочинил первую версию сценария будущей картины.
В то время Вон работал над комиксным блокбастером «Люди Икс: Дни минувшего будущего». Он очень хотел снять продолжение своей картины «Люди Икс: Первый класс», которая на то время была его самым коммерчески успешным проектом, но режиссер боялся, что если он промедлит, то кто-то другой снимет зажигательный шпионский боевик и его сценарий пропадет втуне. Поэтому Вон с тяжелым сердцем передал «Людей Икс» Брайану Сингеру и погрузился в работу над собственным проектом, который получил название «Kingsman: Секретная служба». Вместе с ним сценарием занималась постоянный соавтор режиссера Джейн Гудман, в прошлом журналистка и писательница.
Что такое Kingsman? В сценарии Вона это не зависимая от государства шпионская структура, созданная после Первой мировой войны крупными британскими промышленниками. Финансисты потеряли на войне наследников, и они влили свои капиталы в организацию, которая должна была не допустить новых глобальных трагедий (очевидно, со Второй мировой войной Kingsman дала маху). Для конспирации Kingsman была создана на базе элитного мужского ателье для британской верхушки, так что одеваться с иголочки для агентов спецслужбы – дело чести. По той же причине шпионские гаджеты агентов маскируются под зонтики, дорогие ручки и тому подобные стильные и шикарные аксессуары. Как Вон и собирался, он сделал Kingsman одновременно крутой и комичной структурой.
Главный герой фильма получил имя Гэри Анвин и прозвище Эггси. Вон наделил персонажа именем своего школьного друга, а Миллар – прозвищем своего школьного приятеля. Друзья звали его Эггси («яичный»), потому что он не любил и никогда не ел яйца. Миллар предложил это прозвище в шутку – он считал чересчур абсурдным сочинять шпионскую историю о парне, которого называют Эггси. Но Вон счел, что абсурда в этом прозвище в самый раз, и Миллар вскоре признал его правоту. Кстати, напомним, что Джеймс Бонд получил свое имя, потому что писатель Ян Флеминг выбрал самое скучное и банальное британское имя, какое только мог придумать.