Об истории создания картины, о сложностях съемок, судьбе картины и планах на будущее нам рассказал сценарист и режиссер Роман Сафин.
В центре сюжета короткометражной ленты находятся три персонажа, совершающие прыжок с парашютом. Свободное падение оборачивается трагедией – один купол не раскрывается. За оставшиеся до падения секунды герои должны понять, кому в этот момент можно доверять и на кого в трудной ситуации можно опереться. «Парашютизм – важная часть фильма, – говорит автор. – Но мы не ставили сложность реализации во главу угла. Изначально возникла некая идея, которая сформировалась в историю, наиболее яркой реализацией которой могла стать именно такая драма в воздухе. Уже потом пришло осознание, что как-то это все нужно будет снимать, но трудности нас не напугали, а лишь подстегнули к усиленной подготовке».
Съемками в воздухе при современном развитии техники сегодня, казалось бы, никого не удивишь – на GoPro снимают и школьники на скейтах, и любители экстремальных видов спорта на горных склонах, и профессионалы в тех местах, куда обыватель не заберется никогда в жизни. Но, увы, для съемок художественных фильмов такие камеры не подходят, нужна профессиональная операторская техника. «Нам пришлось отказаться от GoPro, потому что эти камеры не соответствовали тем задачам, что мы перед собой ставили, – признается Роман Сафин. – А с другой стороны, нам необходим был формат 4К, чтобы на постпродакшене «вычистить» картинку без ущерба для фильма, но и о весе аппаратуры нельзя было забывать, при прыжке важен каждый дополнительный килограмм. После долгих раздумий мы решились использовать камеры RED, которые были установлены на шлемах воздушных операторов, – так кино в России снималось впервые!»
Независимый короткий метр не может похвастать крупным бюджетом, а потому во время съемок экшен-эпизодов свободного падения у съемочной группы не было права на ошибку. В распоряжении кинематографистов был всего один тестовый день и два съемочных вечера, за которые было совершено 30 прыжков с парашютом с высоты 4 тысячи метров! «Разумеется, по закону подлости нам не повезло с погодой, – сокрушается режиссер. – В первый вечер у нас была безоблачная солнечная погода, а назавтра небо было затянуто тучами. В результате в фильм из второго дня съемок вошел всего один кадр, длительностью меньше секунды. Но поскольку мы тщательно проработали каждое движение, каждый план, каждый кадр, нам удалось все задуманное. Мне даже не пришлось жалеть о том, что сам я был в момент воздушных съемок на земле, в воздухе находились профессионалы высочайшего класса, блестяще выполнившие свою работу».
Уникальную по своей сложности работу съемочная группа фильма «g» завершила еще в 2015 году, и последующий год лента провела в поездках по фестивалям. «Мы стартовали в Мексике, а затем объехали весь мир, приняв участие в почти трех десятках киносмотров, – не без гордости делится успехами создатель картины. – Успели показать ленту и в России, но либо это были закрытые показы “для своих”, либо фильм демонстрировался на фестивалях. Теперь же мы решили открыть доступ к картине для всех поклонников кино. Во время съемок мы обрели крылья, теперь пришло время подарить ощущение полета другим, свободное падение – чувство, не сравнимое ни с каким другим».
Реакция на творческий полет авторов «g» не заставила себя ждать, техника съемок заинтересовала коллег Романа, но режиссер не намерен останавливаться на достигнутых результатах. «Мы задумывались о том, чтобы раздвинуть рамки нашего фильма и сделать полный метр, – размышляет Сафин, – но я считаю это нецелесообразным. Полнометражный фильм с такими воздушными съемками получится очень дорогим, это трудозатратное и дорогое производство. Поэтому сейчас я работаю в другом направлении – у меня готов сценарий фильма, в котором драматические события будут разворачиваться в среде уличных мотогонщиков. Это не менее сложное и опасное производство, но и получаемое удовольствие от съемок и просмотра такого кино вполне сравнимо с полетами в небесах. А технологией работы в свободном падении я всегда готов поделиться, главное, чтобы нашлись последователи».
Конечно, фильм Романа Сафина – это не только и не столько полет на грани жизни и смерти, это в первую очередь драматическая история мгновенной кристаллизации отношений внутри любовного треугольника героев, рискнувших совершить опасный прыжок. «Самый частый вопрос, который мне задают, связан с названием фильма, – Роман открывает страшную тайну, – но здесь как раз все просто. “g” – это символ, обозначающий в физике ускорение свободного падения. Для нашего фильма “джи” – это символ тех условий, в которых оказались герои, ситуации, требующей моментального решения, вопроса, на который есть только один правильный ответ».