В 1940 году в Мексике живет Лев Троцкий (Константин Хабенский) – знаменитый большевик, который проиграл борьбу за власть и был изгнан из СССР. Однажды к революционеру в отставке приезжает канадский журналист Фрэнк Джексон (Максим Матвеев). Он не скрывает своего преклонения перед Сталиным и презрения к Троцкому, но все же хочет узнать, как опальный коммунист видит историю революции и свою роль в ее кровавой победе. Троцкий всегда готов поговорить и поспорить, и он начинает вспомнить, как все начиналось и чем закончилось.
Режиссеры: Александр Котт, Константин Статский
В ролях: Константин Хабенский, Ольга Сутулова, Александра Мареева, Максим Матвеев, Евгений Стычкин
Со времени выстрела «Авроры» прошло сто лет, а наследие революции все еще разделяет нашу страну. Однако не все знаменитости той эпохи воспринимаются так полярно, как Ленин, Сталин, Колчак и многие другие. Троцкого у нас не любит почти никто. Для «белых» это «Демон революции», для «красных» – «Иудушка Троцкий», для политических реалистов – не справившийся со Сталиным неудачник, а мнение о нем антисемитов в приличном обществе пересказывать нельзя.
Это, вероятно, одна из причин, по которым «Первый канал» отметил столетие революции восьмисерийным мини-сериалом «Троцкий», а не, например, «Ленин». Главный канал страны должен искать темы, которые объединяют общество, а не поляризуют его. Даже если это единство негативное, в ненависти и презрении.
Еще более веская причина для съемок сериала о Троцком состояла в том, что этот большевик активно участвовал в революции и в Гражданской войне, принимал ключевые политические решения, решал судьбы миллионов людей – и умер изгоем. Как бы Троцкий ни хорохорился в конце жизни, он потерпел поражение, и в его судьбе при желании можно увидеть предзнаменование краха всего советского строя. Мол, «революция пожирает своих детей и в итоге изживает себя». А поскольку борьба с революционными настроениями – важная задача государственной масс-культуры, то логично было на юбилей революции снять сериал о радикале, который хотел принести стране счастье и справедливость, а принес боль, страдание и смерть, причем не только незнакомым согражданам, но и себе, своим сподвижникам и своим детям (Троцкий пережил всех четырех своих отпрысков). А если бы не занимался революцией, то с его энергией, наверно, стал бы миллионером и влиятельным партайгеноссе даже без отцовских капиталов.
Поскольку «Троцкий» политически мотивирован, то никакой объективностью и никаким желанием разобраться в тонкостях политики столетней давности в сериале даже не пахнет. Это чистой воды художественная пропаганда. Шоу не рассказывает последовательную историю, а выхватывает отдельные события из жизни Троцкого и подает их с минимумом контекста, чтобы четко и определенно, безо всяких «с одной стороны, с другой стороны», выразить негативное отношение к Троцкому. Или же показать, что в той ситуации Троцкий был прав (если героя сериала только гнобить, то шоу будет невозможно смотреть), но зато прочие партийцы вроде Ленина и Сталина показали себя негодяями. А всем понятно, что если делаешь общее дело с мерзавцами, то ты недалеко от них ушел. Так что «положительные» для Льва Давидовича зарисовки – это тоже критика Троцкого, просто завуалированная.
Вот нагляднейший пример того, как шоу обходится с историей. Когда сериал живописует «красный» террор времен Гражданской войны, «Троцкий» даже не заикается о том, что был еще и «белый» террор, причем столь жестокий, что пережившие его люди стройными рядами записывались в Красную армию. Большевики шутили, что у них нет лучших вербовщиков, чем их противники, которые делали ярко-красными регионы, прежде не охваченные социалистическим движением. Всего одной сцены такого рода было бы достаточно, чтобы придать «Троцкому» видимость сбалансированности. Но зачем это делать, если сериал снят, чтобы пестовать ненависть, а не понимание?
Такой подход к изображению истории – вранье, даже если сериал строго придерживается фактов и переписывает диалоги из воспоминаний и стенограмм. Но, конечно, «Троцкий» не делает ни того, ни другого. Нет, он не изобретает историю с нуля – большинство ключевых событий сериала произошли на самом деле. Но поданы эти события с тенденциозными искажениями. Диалоги же шоу очень далеки от того, как и о чем говорили люди в описываемое время.
Также много существенного в сериале высосано из пальца. Например, «Троцкий» настаивает, что знаменитый бизнесмен-марксист Александр Парвус уже в начале 1900-х был агентом немецких спецслужб. Хотя хорошо известно, что он предложил свои услуги германцам лишь в годы Первой мировой войны и что он разведку разочаровал, так как к тому времени утратил весь свой былой авторитет среди русских социалистов и стал для многих «неприкасаемым» – в частности, потому что не скрывал своих пронемецких взглядов. Понятно, почему сериал изображает Троцкого как протеже Парвуса-агента («Радикальный политик на службе у иностранного шпиона! Это очень актуально!»), но к истории это отношения не имеет.
Впрочем, в том, как «Троцкий» искажает историю, есть своя прелесть. Во-первых, он иногда делает повествование заметно более занятным. Так, вымышленная экранная история того, как Троцкий был освобожден после ареста Временным правительством, куда драматичнее, чем прозаичная реальность: «Сестра политика заплатила внушительную сумму». Во-вторых, если вы готовы посмотреть восемь серий о Троцком, то вы, вероятно, знаете и любите историю. Поэтому вам будет интересно проверить себя – какие ошибки вы распознаете с лету, а какие заметите после изучения описываемых событий по вызывающим доверие книгам. В-третьих, смелый вымысел поддерживает мета-интригу: «Как сериал перекроит реальность в этом эпизоде? Следите за руками!»
Кроме того, некоторые перевирания фактов можно в контексте шоу объяснить тем, что сериал якобы пересказывает воспоминания Троцкого, склонного выпячивать свои заслуги и принижать заслуги соратников. Совершенно не удивительно, например, что революцию Троцкий в кадре организует в одиночку, а прочие лидеры приходят, когда власть уже взята. Конечно, он так считал!
С художественной точки зрения более неприятны нестыковки вроде того, что Троцкий называет Сталина своим созданием («големом»), но в шоу нет ни единой сцены, которая бы указывала, что грузинский революционер был его протеже. Впрочем, таких рассогласований в шоу немного.
«Троцкого» иногда называют телекомиксом. Это преувеличение, но в сериале действительно есть прямолинейно-пафосные и нарочито эффектные сцены, более уместные в подростковом шоу, чем в серьезном политическом зрелище для взрослых. Чего стоит то, что Троцкому в финале каждой серии видятся призраки тех, кого он пережил, – от его отца до Ленина! Или прибытие Троцкого во время Гражданской войны на бронепоезде, обставленное в духе прибытия Дарта Вейдера в «Звездных войнах». Как правило, такие моменты вызывают хихиканье. Но, по крайней мере, смотреть сериал не скучно, а это скорее плюс, чем минус для шоу, которое вполне можно было бы свести к бесконечным и нуднейшим заседаниям партийцев.
Еще больший плюс «Троцкого» – его труппа. Не факт, что Константин Хабенский – идеальный исполнитель роли Троцкого, но он достаточно харизматичен, чтобы сделать эту роль своей и наделить ее энергией, которая заставляет зрителей следить за похождениями нелюбимого персонажа. Троцкий Хабенского не заслуживает ни любви, ни уважения, но он завораживает, как завораживал Тони Монтана в исполнении Аль Пачино в «Лице со шрамом». В нем чувствуется острый ум, непреклонная воля, идейный фанатизм – вкупе с готовностью подстраиваться под обстоятельства, если идти напролом невозможно. На всем протяжении сериала Хабенский показывает, как прекраснодушный юноша превращается сперва в матерого революционера и политика, а затем – в выжженного жизнью изгоя, который, однако, готов с пеной у рта защищать каждое свое решение. Это одна из сильнейших работ одного из лучших российских актеров.
У других актеров задачи попроще, но харизма от них требуется не меньшая, и они ее обеспечивают. Максим Матвеев в роли Джексона, Ольга Сутулова в роли второй жены Троцкого Натальи Седовой, Михаил Пореченков в роли Парвуса, Сергей Гармаш в роли Николая Троцкого (тюремного надзирателя, в честь которого политик выбрал псевдоним), Артем Быстров в роли матроса Николая Маркина… Все они очень убедительны. Орхан Абулов в роли Сталина и Евгений Стычкин в роли Ленина смотрятся хуже, но стоит сделать поправку на то, что это Сталин и Ленин глазами Троцкого, а не российской истории.
Картинка «Троцкого» не запредельно красивая, но достаточно привлекательная для пафосного телезрелища, снятого с российскими бюджетными ограничениями. Да, скажем, захват ключевых точек Петрограда во время революции сводится к убогой демонстрации значков на карте города, однако в сериале есть массовые сцены, впечатляющие кадры и внушительное разнообразие костюмов и декораций. «Троцкий» выглядит куда богаче, чем многие наши шоу.
В общем, как гид по истории «Троцкого» смотреть нельзя, но это неплохая политическая пропаганда, которая отстаивает труднооспоримую мысль: «Если бы Троцкий пришел к власти вместо Сталина, последствия для страны вряд ли были бы иными». Сериал украшен яркими актерами и убедительным антуражем, и он увлекателен для тех, кто любит ловить исторические ленты на ошибках, рассуждать о прошлом, смотреть на бронепоезда и слушать голос Хабенского. Троцкий говорит много, и он говорит смачно!
Оценка 6/10.