На свете много успешных медиафраншиз, но лишь немногие из них могут похвастаться такими же успехами, какие демонстрирует киновселенная Marvel. Ей понадобилось всего десять лет, чтобы заработать более 14 миллиардов долларов, в то время как, например, «бондиана» более полувека шла к своей нынешней отметке в 20 миллиардов долларов. При этом киновселенная Marvel – это еще и самый размашистый киноцикл с обилием персонажей и звезд, а также с действием на Земле, по всей Галактике и за ее пределами. В чем же секрет киновселенной Marvel?
Начать стоит с того, что у этой киновселенной компетентное руководство и четкое видение цикла. Глава Marvel Studios Кевин Файги оказался отличным лидером, который, судя по свидетельствам очевидцев, оценивает картины глазами не творца и не финансиста, а преданного поклонника марвеловских комиксных историй и персонажей. Фактически Файги служит камертоном, по которому настраивается цикл. Это задает ясно очерченное пространство для художественного маневра съемочных групп, работающих над отдельными картинами. И это позволяет искать творцов под конкретные задачи, а не нанимать заслуженных людей и говорить: «Ну, вы там придумайте и снимите что-нибудь хорошее. Авось получится».
Что касается видения киновселенной Marvel, то оно приятно традиционно, хотя и не замшело. В то время как в некоторых современных комиксах студии безумный разгул политкорректности, который отвращает давних фанатов и не привлекает новых поклонников, в фильмах Marvel доминируют проверенные временем персонажи в их «обычной» интерпретации. Скажем, Железный Человек – это белый миллиардер в самом расцвете сил, а не чернокожая девчонка, как в недавних комиксах. Правда, чернокожая девчонка в киновселенной Marvel все же есть, но это принцесса Шури из «Черной Пантеры», и она занимает свое, а не чужое сюжетное место. Чувствуется, что создатели цикла любят и уважают классические комиксы и что они меняют их для того, чтобы подлатать износившиеся истории, а не для того, чтобы все сломать и сделать поперек прежнего.
Когда Marvel Studios готовится представить публике новых персонажей, она находит актеров, которые притягивают внимание и быстро влюбляют в себя зрителей. Иногда это уже проверенные звезды, иногда – новички, но принцип подбора не меняется. Герои должны выглядеть и вести себя так, чтобы публика с удовольствием и интересом шла на каждую новую встречу с ними. В сущности, это телесериальный, а не кинематографический подход к кастингу, и он совершенно оправдан для многолетнего цикла, который похож на телесериал на большом экране.
Конечно, даже от самых харизматичных звезд можно устать. Поэтому киновселенная Marvel не показывает из года в год и от фильма к фильму одних и тех же персонажей. Скажем, «Железный Человек 3» вышел в 2013 году, а «Железного Человека 4» нет до сих пор даже в планах студии. Хотя Роберт Дауни-младший – ведущий и самый уважаемый актер марвеловского цикла, студия не перекармливает им зрителей. Вместо этого она в последние годы дозированно использует Дауни в «сборных солянках» вроде «Первого Мстителя: Противостояние» и в фильмах о других персонажах вроде «Человек-паук: Возвращение домой».
Студия Marvel последовательна и терпелива, но при этом моторна. В начале истории своей киновселенной она в течение трех лет выпустила пять «сольных» блокбастеров и затем взялась за «групповую» картину «Мстители». При этом с самого начала было известно, что «Мстители» у студии в планах. Так что ко времени выхода фильма зрители знали его персонажей и предвкушали их знакомство и совместные приключения. Что важно, публике не пришлось ждать много лет. Четыре года между «Железным Человеком» и «Мстителями» – вполне приемлемый срок. В свою очередь, десять лет истории цикла привели к появлению поистине грандиозных «Мстителей: Война бесконечности» с двумя десятками ведущих персонажей.
Выбранный Файги и его коллегами постановочный рецепт киновселенной Marvel оказался гибким и универсальным. Суть этого рецепта в сочетании приключений, пафоса и юмора. В зависимости от материала пафоса или юмора может быть больше или меньше. Скажем, «Первый Мститель: Противостояние» – довольно серьезная лента, а « Тор: Рагнарёк» – скорее комедия, чем драма. Но так как у них в основе один рецепт, они могут сосуществовать в кинопространстве, не вступая в противоречие. От того, что вы по-разному жарите стейк и подаете его с разными гарнирами и приправами, он не перестает быть стейком.
Наконец, когда Marvel рискует, она верит в свой риск и умело превращает его в хайп. Вспомним, что «Стражи Галактики» рекламировались как феерия с говорящим енотом, а «Черная Пантера» продвигалась как последовательно «черная» лента, воплотившая мечту африканцев и афроамериканцев о высокотехнологичной африканской стране с уникальной цивилизацией. И то и другое было очевидным художественным риском, который в обоих случаях полностью окупился.
Да, не все у Marvel получается, и не все ее фильмы заслуживают высших баллов. Но средний уровень эпопеи по блокбастерным меркам достаточно высок, и картины Marvel приносят куда больше положительных, чем отрицательных эмоций. Так что успех цикла вполне закономерен. Хотя, конечно, вопрос, как долго он продлится. Ведь в поп-культуре нет ничего вечного, а киновселенная Marvel не сможет выжить в укромном уголке для фанатов. Она так дорого стоит, что должна быть мировым феноменом или закрыться. Но, судя по впечатляющим сборам «Мстителей: Война бесконечности», до этого еще далеко…