В 1980-х вся Америка сидела на кокаине. Безработные и кинозвезды, проститутки и финансисты – все нюхали или курили наркотик, который поставлялся из Колумбии. Одним из основных курьеров Медельинского картеля был американский авиатор Барри Сил, который владел небольшой авиакомпанией и мог за один рейс заработать полмиллиона долларов. Помимо наркоторговцев Сил был связан с ЦРУ, и именно поэтому операция такого размаха долгое время оставалась в тени. Режиссер «Идентификации Борна» Даг Лайман и суперзвезда Голливуда Том Круз с жаром рассказали эту поразительную историю в своей новой криминальной трагикомедии «Сделано в Америке».
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой ЦРУ помогает наркодельцам, а главный герой не знает, куда распихивать чемоданы денег. Всем бы его проблемы!
Предыстория фильма
Что правда и что ложь в историях о Барри Силе, которые можно найти в прессе и в Интернете? Трудно сказать. Вроде бы его дело неплохо изучено, и та часть его жизни, которая была связана с наркобизнесом, прилично документирована в материалах следствия. Однако все, что связано с сотрудничеством Сила со спецслужбами, по понятным причинам окутано туманом секретности. Конечно, есть журналистские расследования и есть предположения, основанные на фактах и аналогиях, но утверждать что-то наверняка трудно. Это история вроде убийства Кеннеди – кажется, все на поверхности, однако многие думают, что официальной версии доверять нельзя. Кстати, есть теория, что Сил имел отношение к убийству президента (он якобы вывез убийц из Далласа). Но это уже явные враки. Или все-таки нет?..
Что о Силе точно известно, так это то, что он был талантливым пилотом, что он служил в Национальной гвардии своего родного штата Луизиана и что он восемь лет работал рейсовым летчиком в авиакомпании TWA. После того как его уволили за контрабанду взрывчатки в Мексику, он завел собственный самолет и занялся контрабандой наркотиков, сперва марихуаны, а затем кокаина. Дела у него быстро шли в гору, и всего за несколько лет, к началу 1980-х, Сил стал одним из основных наркокурьеров колумбийской мафии. У него был собственный воздушный флот, и, как мы уже отметили в начале статьи, один рейс из Колумбии в США мог принести ему полмиллиона долларов.
Как утверждается, Сил возил не только порошок. В то время в Никарагуа шла гражданская война между «левым» правительством и «правыми» повстанцами, и похоже, что Сил по приказу ЦРУ возил в Никарагуа оружие и вывозил в Штаты повстанцев-контрас, чтобы их тренировали инструкторы управления. Судя по тому, как хорошо были вооружены боевики Медельинского картеля, которыми руководил легендарный Пабло Эскобар, не все оружие ЦРУ шло в Никарагуа. Сил мог перебрасывать часть снаряжения своим колумбийским друзьям и откусывать свой кусок от американской любви к поддержке антикоммунистов по всему миру. При этом ЦРУ несколько лет обеспечивало ему «крышу» и позволяло творить все что заблагорассудится.
Мы не будем рассказывать, на чем Сил погорел, как его история стала достоянием общественности и к чему это привело. Все это можно узнать из фильма, хотя и в существенно приукрашенном виде (об этом ниже). Скажем лишь, что история была очень громкая и что о ней до сих пор пишут документальные расследования. Понятно, исследователей более всего интересуют связи Сила со спецслужбами и с тайными операциями времен президента Рейгана, когда ЦРУ, никогда не стеснявшееся в средствах, особенно распоясалось в поддержке мерзавцев и фанатиков вроде «борца за свободу Афганистана» Осамы бен Ладена. Это актуальный политический сюжет, поскольку Америке до сих пор аукаются тогдашние проделки управления. Которое, впрочем, и сейчас финансирует кого попало.
Помимо прочего, Сил всегда привлекал тем, что казался не матерым преступником, а рядовым американским бизнесменом. Он жил в маленьком городке (аэропорт Сила находился в городе Мина, штат Арканзас), крепко любил жену, растил нескольких детей (в фильме их трое, но на деле у Сила было пятеро отпрысков) и не злоупотреблял тем, что возил из Латинской Америки. Он мог бы стать символом добродетельного предпринимателя, если бы не был негодяем, косвенно ответственным за бесчисленное множество смертей.