Без современных средств работы с видео и компьютерной графики в прошлом режиссерам для создания в кадре эффекта толпы приходилось действовать прямолинейно. Нужны огромные армии? Нужна толпа, внимающая речам королей? Нужны зрители смертельной схватки на арене Колизея? Нужен размах библейских масштабов? Собирай массовку и будь готов раскошелиться. Сегодня большие толпы людей на съемочной площадке не приветствуются – людскими массами сложно управлять, их нужно кормить и одевать, платить 80-100 долларов за восьмичасовую смену каждому прохожему на заднем плане не готов даже самый щедрый продюсер, а потому живую массовку давно сменили размноженные компьютером небольшие «ударные отряды». Однако еще совсем недавно эпичное кино сложно было представить себе без тысяч участников, и мы вспомнили наиболее впечатляющие из них – картины, поражающие воображение числом занятых в массовых сценах людей.
Метрополис (1927) / Metropolis
Режиссер: Фриц Ланг
В ролях: Бригитте Хелм, Альфред Абель, Густав Фрелих, Рудольф Клайн-Рогге, Фриц Расп
Эпический антиутопический шедевр Фрица Ланга «Метрополис» опередил свое время и заслуженно стал источником вдохновения для массовой культуры на сто лет вперед, его наработками пользуются в кино («Бразилия» и «Особое мнение»), в музыке (Мадонна и Кайли Миноуг) и даже в рекламе (Givency и Versace). С бюджетом в 5 миллионов рейхсмарок (крупнейший проект на тот момент времени) Ланг мог позволить себе не только грандиозные декорации, но и массовку, которая сокрушила бы любые представления о кино. И его видение фильма воплотилось с большой точностью – в массовых сценах было задействовано свыше 37 тысяч человек. Если с 25 тысячами мужчин и 11 тысячами женщин проблем не возникло, то для сцены с четырьмя тысячами бритых наголо случилась загвоздка, продюсер смог найти только тысячу человек, готовых расстаться с шевелюрой, – Лангу пришлось использовать оптические приемы, чтобы «размножить» найденную тысячу. Зато не было недостатка в детях, которые изображали недоедающих бедняков, – ситуация в Германии позволила без труда найти полтысячи голодающих ребятишек прямо за воротами студии.
Камо грядеши? (1951) / Quo Vadis
биографический / драма / исторический / мелодрама
Режиссеры: Мервин ЛеРой, Энтони Манн
В ролях: Роберт Тэйлор, Дебора Керр, Лео Генн, Питер Устинов, Патриция Лэффан
Фантастическая по своему размаху постановка «Камо грядеши» режиссера Мервина Лероя впечатляет сразу тремя сценами, где число занятых в массовке участников превышает разумные даже по тем временам нормы. Открывающее фильм шествие Марка Виниция берет своей нарядной красотой – около четырех тысяч человек, изображающих военачальников, солдат, местных жителей, аристократию и бедняков, снимали с четырех камер, расположенных на специально сооруженных башнях, а управляли всем процессом 16 ассистентов режиссера. Сцену поджога Рима снимали 24 дня, за которые через огонь прогнали 2000 статистов (интересно, что в реальности городу хватило всего 6 дней, чтобы сгореть дотла). Наконец, для цирка Нерона были выстроены декорации, вмещающие 30 тысяч человек массовки. Добавьте к этой толпе 63 львов, двух гепардов, трех коров, пять баранов, быка и 450 лошадей, и вы получите такой вертеп, управление которым сложно себе даже представить. Стоит добавить, что для фильма было изготовлено 32 тысячи костюмов, 15 тысяч вручную сшитых сандалий, 13 тысяч ювелирных украшений, 4 тысячи щитов и шлемов. Да, старый Голливуд мог себе позволить повеселиться.