Пройти с фильмом от самого начала до самого конца – непростая задача, и, освещая новые релизы, мы все чаще встречаем упоминания о том, что тот или иной проект сменил режиссера на этапе подготовки, во время съемок, а то и на финальном монтаже. В ряде случаев такие замены даже не озвучиваются, в титрах указывается одно имя, в то время как по-настоящему на съемках руководил совсем другой человек, часто вообще никак не упомянутый. Присутствие такого «режиссера-призрака» можно вычислить лишь по фирменным приемам, узнаваемым деталям или из данных много лет спустя интервью. Мы собрали для вас подборку таких фильмов с «поддельным авторством», ведь зрители должны знать подлинных героев.
Он бродил по ночам (1948) / He Walked by Night
Режиссеры: Альфред Л. Веркер, Энтони Манн
В ролях: Ричард Бэйсхарт, Скотт Брэйди, Рой Робертс, Уит Бисселл, Джеймс Кардвэлл
Классический нуар «Он ходил по ночам», словно подтверждая свое название, является одним из первых проявлений такого понятия, как «режиссер-призрак». Формально картина числится сольной работой Альфреда Веркера, но большинство киноведов сходятся во мнении, что большую часть картины снял Энтони Манн, поднаторевший в жанре и имеющий отчетливый почерк. Подробности сотрудничества двух постановщиков утрачены, и никто сегодня не может сказать, почему Манн, приведший в проект своих постоянных сценариста и оператора, вдруг отошел от работы за несколько дней до окончания съемок, поэтому мы остаемся с тем, что есть: режиссером числится Веркер, а имя Энтони Манна из всех документов вымарано. Для зрителя, впрочем, все очевидно – рука Манна особенно заметна в сценах перестрелок или жестоких эпизодах с натуралистичными ранами.
Полтергейст (1982) / Poltergeist
Режиссер: Тоуб Хупер
В ролях: Крэйг Т. Нельсон, ДжоБет Уильямс, Беатрис Стрэйт, Доминик Данн, Оливер Робинс
По поводу классического хоррора «Полтергейст» споры ведутся до сих пор – вопрос, кто же действительно снял этот фильм, вовсе не так прост. Напомним, что идея картины принадлежала Стивену Спилбергу, однако по какой-то причине он не стал режиссером, а пригласил на это место Тоба Хупера, автора «Техасской резни бензопилой». Одна из версий столь неожиданного решения была озвучена много позже оператором фильма Мэттью Леонетти. В частности, он сказал: «Безусловно, это фильм Стивена Спилберга, Стивен его придумал, он же его и поставил. А Тоба пригласили из-за опасения начала забастовки режиссеров. Спилбергу некогда было отвлекаться на подобные вещи, и он на всякий случай “прикрылся” Хупером. Не очень красивая история, но Тоб не был против». Кто мы такие, чтобы не доверять слухам?