5. «Родина» заигралась в политику.
Справедливости ради, политика и внутренняя кухня ЦРУ на протяжении первых двух-трех сезонов были интереснейшим пластом в истории отношений возвращенного пленного американского солдата и аналитика разведки. «Родина» не стеснялась бить наотмашь цинизмом, прагматичностью и хладнокровием даже не рядовых агентов, а руководства разведывательного управления, Министерства обороны и Белого дома, впрочем, Голливуд давно относится к своим «надзирателям» без особого пиетета – попробуйте посчитать, сколько в Америке выходит фильмов и сериалов, в которых убивают или берут в заложники президента, где военные захватывают власть, где в важнейших кабинетах оказываются предатели и диверсанты (а потом, ради смеха, вспомните примеры подобного сюжетного твиста в нашем кино). Но «Родина» на протяжении своих первых сезонов была несколько не об этом, как ни глупо это звучит, история Броуди выглядела реалистичной именно потому, что в ней не было места клише и шаблонам. И блистательный финал, в котором главный герой/злодей не нажимал-таки смертельную гашетку, разрывал каноны – никто не погиб, но эмоциональный взрыв был такой силы, что в опустошившей сердца зрителей воронке можно было разместить впечатления от десятка других сериалов. До шестого сезона шоу умело держало политику, с ее грязью, интригами и откровенной скукой, на расстоянии, но только что закончившаяся часть сделала шаг в бездну – герои связались не просто с Белым домом, они влипли в самое его подбрюшье, в команду избранного президента, и это начало конца. Поиски спящих ячеек Аль-Каеды, охота за пакистанскими боевиками и иранский вояж Мэтисон были похожи на реальные кадры документального фильма о работе американских спецслужб за рубежом. Заговор внутри Белого дома – это, простите, какой-то Роланд Эммерих, красиво, даже актуально, но не особенно реалистично. Все обратили внимание на то, как авторы «Родины» «промахнулись» с выбором, сделав ставку на женщину-президента. Но это не самое страшное, плохо то, что погоня за повесткой дня заставила создателей сериала отринуть все хорошее из прошлых сезонов и окунуться в дрязги политиканов. На этом сериал можно считать мертвым, живым интересно общение с себе подобными, а не с монументами, какими являются избранные президенты любого пола и расы.
4. Сериал зря вернулся в Америку.
Впрочем, корни проблем с «президентскими выборами» кроются в иной плоскости – создатели «Родины» в какой-то момент посчитали, что США снова стали главным поставщиком новостей, а значит, сюжет нужно возвращать в Вашингтон и Нью-Йорк. Опрометчивое решение. Те события сериала, что разворачивались в Исламабаде, Берлине или Тегеране, были в разы интереснее, и дело здесь не только в американоцентричности авторов. Да, предательские действия врага в столице Соединенных Штатов воспринимаются американскими зрителями более живо, но зато действия за рубежом сопряжены с большими рисками для героев. Работа разведки в рамках посольства и за его пределами, сотрудничество и конфликты с представителями власти других стран, конкуренция шпионов и их личные связи – все это давало множество сюжетных линий, подчеркивало глубину персонажей, умение героев действовать нестандартно там, где опереться не на что. Какой интерес смотреть на то, как Кэри в только что закончившемся сезоне по малейшему вопросу обращается то к одному знакомому, то к другому – это даже не рояль в кустах, а целый симфонический оркестр. То ли дело времена, когда и она, и Сол Беренсон, и Питер Куинн оставались один на один с врагом или в лучшем случае в компании нескольких солдат или агентов. Не стоит сбрасывать со счетов и ту атмосферу, что добавляли сериалу пейзажи недружелюбной, а то и откровенно враждебной местности – будь то Ближний Восток или Европа, события, разворачивающиеся вдали от Лэнгли, всегда несли в себе заряд непредсказуемости, а именно это заставляет нас впиваться глазами в телеэкран. С возвращением Кэри, Мола и Питера в Нью-Йорк «Родина» приблизилась к сердцу американского зрителя, но удалилась от зрителя мирового, а при современном развертывании телесетей еще неизвестно, что важнее. Showtime всем нам сделала отличный подарок, поселив персонажей в прошлом сезоне в Берлине, одном из красивейших городов Европы и мира, но и заставила вздрогнуть, продемонстрировав, насколько хрупко обывательское спокойствие в Старом Свете. Теперь «Родина» вернулась на родину (простите, не мог удержаться), но совершила при этом не шаг назад, а прыжок ко дну.