Король Бельгии Николас III (Петер Ван ден Бегин) с ближайшими помощниками приезжает с официальным визитом в Турцию. Внезапно монарх узнает, что его страна распалась на Валлонию и Фландрию. Николас пытается немедленно вылететь на родину, но оказывается, что из-за космического катаклизма самолеты временно не летают. Турецкое правительство настаивает, чтобы король дождался возобновления полетов, но Николас не может ждать. Он решает инкогнито отправиться в Бельгию по суше, через Балканы. Вместе с помощниками монарха в поездку отправляется британский документалист, которого наняли, чтобы он запечатлел визит в Турцию и показал Николаса не только как короля, но и как человека.
Король бельгийцев (2016) / King of the Belgians
Режиссеры: Петер Бросенс, Джессика Вудворт
В ролях: Питер Ван ден Бегин, Люси Дебай, Титус Де Воогдт, Бруно Георис, Горан Радакович
Современные монархи – такие же люди, как мы с вами, только намного скучнее. В былые времена абсолютные правители могли делать все, что им в голову взбредет, и некоторые их проделки помнят даже сотни лет спустя. Ныне же европейский король – это человек, который мало что может приказать (реальная власть принадлежит другим людям) и который постоянно, с рождения, находится под пристальным вниманием журналистов. Каждое его слово, каждый его жест, каждая пуговица его пиджака обсуждается в прессе, и если он совершает мало-мальски сомнительный поступок, тут же начинаются разговоры о том, что монархия устарела, что она слишком дорого обходится и что пора переходить к полноценной республике. Поэтому формальные правители привыкают мало говорить, еще меньше делать и не проявлять ни малейшей инициативы. Их работа – быть символами стабильности, живыми статуями в исторических покоях.
Именно такого «правителя» изображает международная артхаусная комедия, которую сняли бельгиец Петер Бросенс и американка Джессика Вудворт. В прошлом они создавали документальное этнографическое кино, и «Король бельгийцев» имитирует этот формат, показывая сумбурное путешествие короля и нескольких его сподвижников по захолустью Болгарии и Сербии. Чопорные бельгийцы не знают, как реагировать, когда пересекают границу в автобусе с болгарским фольклорным хором (героям приходится переодеться в женское платье, чтобы их не опознали), оказываются на фестивале йогурта и попадают домой к бывшему сербскому снайперу. Фильм со смаком и юмором изображает балканскую культуру застолья и иронизирует по поводу главных героев, которым приходится отказаться от строгого протокола и изображать «простых людей».
К сожалению, «Король бельгийцев» – слишком мягкая постановка, чтобы стать достойным представителем своего жанра. Фильм начинается как едкая политическая сатира, но он сбавляет сатирические обороты, как только монарх отправляется в путешествие. С этого момента король и его свита показываются слегка забавными, но в целом достойными людьми, которые хоть и нарушают законы, но не делают ничего особенно предосудительного и совершают никаких «эпических» глупостей. В свою очередь, жители Балкан хоть и вызывают в памяти типажи из фильмов Кустурицы, но ведут себя довольно пресно – совсем не так безумно, как персонажи югославского режиссера. Так что градус драматизма высоко не поднимается, сатиры в картине оказывается с гулькин нос, а по-настоящему смешные сцены нужно искать днем с огнем. Вспомните любое известное комедийное кино на монархическую тему, от «Римских каникул» до «Как стать принцессой», и вы назовете более удачную постановку, чем «Король бельгийцев».
Правда, у «Короля» есть и драматическое измерение, но фильму особенно нечего сказать ни по поводу монархии в современном мире, ни по поводу бельгийской политики. Последнюю щекотливую тему лента почти не затрагивает (разве что подчеркивает, что главные герои свободно общаются на всех языках Бельгии и воплощают собой национальное единство), а монархическая мораль «Короля» сводится к тому самоочевидному факту, что король особенно не нужен, но в нем нет ничего плохого. Еще лента пытается кое-что выжать из попыток Николаса сочинить речь по поводу разделения страны и впервые в жизни повлиять на ситуацию, но до логического завершения эта тема не доводится, и экранное время на нее тратится впустую.
В общем, если вы хотите увидеть приятное, порой забавное европейское кино с бельгийским и балканским колоритом, то «Королю» можно дать шанс. Но если вы надеетесь на едкое, глубокое, драматичное или увлекательное повествование, то в «Короле» вы его не найдете.
Оценка 6/10.