В 1989 году, за несколько дней до падения Берлинской стены, в Берлине убивают британского шпиона, который пытался добыть объединенный список тайных агентов Востока и Запада. Для Лондона этот перечень представляет огромную ценность, и боссы разведки посылают в Берлин своего лучшего агента Лоррейн Бротон (Шарлиз Терон), чтобы она разобралась в случившемся и заполучила список. Лоррейн должна работать в паре с берлинским резидентом Дэвидом Персивалем (Джеймс МакЭвой), но тот действует в собственных интересах и не собирается делиться славой. Так что Бротон приходится в одиночку противостоять советским агентам, которые тоже готовы на все ради заветного микрофильма.
Взрывная блондинка (2017) / Atomic Blonde
Режиссер: Дэвид Лейтч
В ролях: Шарлиз Терон, София Бутелла, Джеймс МакЭвой, Билл Скарсгард, Джон Гудман
Шпионские триллеры делятся на две большие группы. «Советская» группа изображает разведку как интеллектуальную, преимущественно разговорную и мыслительную работу с редкими сценами насилия. Ее классический представитель – «Семнадцать мгновений весны». Напротив, «западная» группа сосредоточена на насилии, и ее представители порой сводятся к череде экшен-сцен с короткими разговорными интерлюдиями. Эталонный пример такого шпионского кино – цикл о Джеймсе Бонде.
«Взрывная блондинка» хотела бы быть «бондианой», но бюджета в 30 миллионов долларов на безостановочный экшен не хватило, и потому лента застряла между двумя группами. С одной стороны, персонажей в картине целая рать, и говорят они много и часто. Лоррейн встречается с людьми, Персиваль ведет свою игру, главная героиня уже после описываемых событий отчитывается в Лондоне (основное действие оформлено как флешбэк)… С другой стороны, болтовня во «Взрывной блондинке» – это не суть картины, а лишь способ провести время между вспышками экшена.
Авторы фильма не скрывают, что снимали «Блондинку» ради сцен, в которых Лоррейн отбивается от преследующих ее советских агентов. Если бы Шарлиз Терон, выступившая как продюсер, видела проект иначе, она бы не пригласила в качестве режиссера соавтора «Джона Уика» Дэвида Лейтча, который до ухода в режиссуру был исполнителем и постановщиком трюков.Такое устройство не пошло фильму на пользу. Второстепенность и второсортность разговорных сцен ощущается в каждом кадре, хотя создатели ленты попытались прикрыть этот дефект колоритностью персонажей (особенно «жжет» МакЭвой в роли эксцентричного Персиваля), густой предреволюционной атмосферой разделенного Берлина и толстым слоем неонуарного цинизма и иронии. Однако для того, чтобы снимать иронично-циничное кино, нужно обладать развитым чувством юмора, а с ним у «Блондинки» плохо. Картине остро недостает шуток и приколов в бондовском стиле. Фильм как будто не уверен, хочет ли он быть серьезным жанровым полотном вроде «Шпион, выйди вон!» или ироничным комиксом. Хотя комикс вроде бы побеждает, серьезность не дает разойтись на всю катушку, и картина в спокойные моменты развлекает не так эффективно, как могла бы, если бы у нее был более цельный, остроумный и талантливо написанный сценарий.
С другой стороны, в разговорной части фильма есть неожиданные сюжетные повороты (главное, не вдумываться в них – логического анализа лента не выдержит), лесбийская эротическая сцена Терон и Софии Бутеллы (алжирская звезда «Мумии» сыграла начинающую французскую шпионку), уже упомянутое «жжение» МакЭвоя и другие удачные моменты, которые делают болтовню «Блондинки» удовлетворительным гарниром к основному блюду.
И что это за блюдо! Даже если вас вовсе не интересуют шпионские страсти и интриги, «Взрывную блондинку» стоит увидеть ради жестких боевых сцен, в которых Лоррейн с яростью раненой тигрицы отстреливается и отбивается от преследователей. Героиня Терон неукротима, но не неуязвима, и потому каждый ее бой драматичен. Она не супергерой, который одним движением расшвыривает толпы врагов, и ей приходится «трудиться» над каждым противником, нанося и получая в ответ увесистые удары, иногда сбивающие ее с ног. К концу действия Лоррейн полностью покрыта синяками и ссадинами – редкое зрелище в боевиках.
Апофеозом ленты стала заслуженно разрекламированная шестиминутная сцена почти без монтажных склеек, в которой Лоррейн сражается в квартирах и на лестнице полузаброшенного берлинского дома. По духу этот момент напоминает испытания начинающих спецназовцев, во время которых бойцы должны отбиться от наседающих со всех сторон будущих товарищей. Но, конечно, спецназовцы друг в друга не стреляют и ножами в горло не тычут. Так что Лоррейн к исходу схватки полностью выматывается – и оставляет за собой горку трупов. Помните боевую сцену без склеек из «Чести дракона» с Тони Джа? Лейтч и Терон превзошли тайских конкурентов по мощи и эффектности, не говоря уже о кровавости (если вы боитесь экранной крови, в кино идти не стоит). Потрясающая работа!
Лоррейн дерется не только жестко, но и изобретательно. Она свободно сочетает стрельбу и рукопашный бой, а также умело использует все, что попадается под руку. При этом Терон с ее богатырским для голливудской актрисы ростом, суровым взглядом и «крутым» гардеробом очень убедительна в образе супершпионки, которая может соблазнять, но специализируется на силовых операциях.
Что еще стоит сказать о «Взрывной блондинке»? Что ее саундтрек предсказуемо состоит из хитов 1980-х, причем не только западных. Интересно, во скольких зарубежных фильмах можно услышать песню Высоцкого, причем целиком? За это, а также за пробежку по восточногерманскому кинотеатру, где показывают «Сталкера», и за разборчивый русский язык нерусских актеров «Взрывной блондинке» можно простить, что она показывает агентов КГБ бородатыми садистами. Понятно, что в таком кино, да еще и в нынешнем политическом климате, «гэбня» иначе выглядеть не может. По крайней мере, русские обходятся без водки – водку пьет, наоборот, Лоррейн. И это логично. После таких испытаний каждому захочется напиться и забыться.
Оценка 7/10.