Приблизившийся к Земле инопланетный звездолет попадает под огонь российских воздушно-космических сил и терпит бедствие на юго-востоке Москвы. Разрушенный в результате катастрофы столичный район Чертаново оцепляют войска и полиция, но контакта с пришельцами не получается – гигантские бронированные твари не склонны просить помощи, хотя и угрозы не демонстрируют. Однако затянувшийся статус-кво не особенно нравится местным жителям, несколько представителей бойкой чертановской молодежи проникают в зону карантина и наводят собственные связи с инопланетянами. Но ужиться с братьями по разуму будет непросто, ведь среди представителей человечества нет общего мнения о том, как поступить с гигантским шаром-разрушителем и его обитателями.
Режиссер: Фёдор Бондарчук
В ролях: Александр Петров, Ирина Старшенбаум, Риналь Мухаметов, Олег Меньшиков, Евгений Сангаджиев
Кроме прочих талантов и умений режиссеров во все времена ценилось в арсенале и такое качество, как способность делать кино актуальным, предугадывать настроения и тенденции развития общества. Именно предугадывать, ведь производство кино – дело во времени весьма протяженное, вчерашние проблемы, затронутые сценаристом, для зрителя откажутся даже не позавчерашними, а древностью и рухлядью прошлых веков. Федору Бондарчуку в чутье не откажешь – любой его фильм оказывался не то что на острие настроений, этот режиссер точно обладает провидческим даром и обгоняет время. Вот и «Притяжение», возникшее словно из ниоткуда огромным пожирающим Чертаново Левиафаном, трубит во весь голос: «Пороховая бочка агрессии в россиянах наполнена до предела, фитиль у нее сантиметровый, и спичка уже поднесена к кончику».
Очевидные гуманистические посылы и романтическая линия – всего лишь ретушь, настоящий ужас авторов фантастического боевика вызывает мысль о том, что сегодняшнее общество в нашей стране предельно разобщено, различные общественные страты настроены друг против друга самым решительным образом, СМИ и ТВ пичкают потребителя ядом злобы, а агрессия готова вот-вот вырваться наружу. И благом тогда будет падение в Москве НЛО, алиены примут удар на себя. Но рассчитывать на них не приходится – если мы не вернем себе человеческий облик, друг на друга пойдут полицейский и школьник, уличный хулиган и военный, сосед-автослесарь и очкастый ученый из НИИ. «Притяжение» линзой выпячивает неизбежный грядущий взрыв, но не дает советов по излечению. Придется искать самим.
Однако все вышесказанное лишь небольшая, пусть и яркая часть происходящего на экране. Вот только об остальном в столь же восторженных тонах говорить не получится. «Притяжение» исполнено на самом высоком уровне: на славу поработали художники и декораторы, прорисовке фантастических деталей корабля и концепту облика пришельцев могут позавидовать лучшие западные студии спецэффектов, в фильме есть драйв и особенная молодежная энергетика, но вот с логикой и душой у картины вяжется далеко не все. Очень не хочется раскрывать главный спойлер картины, однако облик гостей из далекого космоса размашистым крестом перечеркивает все, что было показано в картине за предыдущий час. С ленты моментально слетает флер реалистичности, фантастика превращается в мелодраму, причем самого банального розлива.
Не выдерживает критики и проработка сценаристами персонажей, слишком много в них нестыковок и противоречий. Одержимая потерей подруги Юлия сначала рвется вершить месть, но выгорает в пять минут и превращается в поборницу толерантности, равенства и братства. Ее отец – руководитель, между прочим, штаба обороны столицы, полковник – за пару часов умудряется стачала потерять наградной пистолет, потом Самый Секретный Пропуск и, наконец, снова табельное оружие. Таким гаражный кооператив охранять не доверишь, а тут – Москва. Да и остальные персонажи скорее не живут в фильме, а присутствуют в очаге катастрофы, как остовы сгоревших машин, обломки высоток и исковерканные трибуны уничтоженного ударом стадиона.
Актеры вроде и пытаются сделать из своих персонажей людей, но удается это по большому счету только Александру Петрову, да и то только потому, что ярость – самая органичная для этого актера эмоция. Остальные не слишком выделяются ни старанием, ни заоблачным талантом. Особенно заметно это по Олегу Меньшикову и Риналю Мухаметову. Первый, кажется, не понял, куда попал, и регулярно переигрывал, а второй большую часть фильма паясничал, сбивая настрой зрителя и разрушая атмосферу локального апокалипсиса.
И все же «Притяжение» не хочется называть неудачей. Это работа, выполненная с большим энтузиазмом, это оригинальная история, за которую не стыдно, это в конце концов зрелище с большой буквы, от которого пять-семь раз искренне захватывает дух. Да, сюжет фильма получился несколько «девочковым», и чувственная его часть адресована подросткам в большей степени, чем зрителю взрослому, но, как и положено явлению, связанному с космосом, этот небольшой шаг команды «Притяжения» одновременно стал гигантским прыжком для всей нашей киноиндустрии. Делать хуже теперь будет просто неприлично. Парни в Чертаново не поймут.
Оценка 6/10.