Так уж устроена человеческая психика – большинство из нас при воспоминаниях опирается на зрительные образы, порой закладываемые в самом детстве. Особенно ярко это видно на примере исторических персонажей, мы ассоциируем их имена не с реальными портретами современников, гравюрами или гипсовыми бюстами, а с тем, как таких людей изображают в кино.
И вот уже Владимир Ленин становится неотделим от образа, воплощенного Борисом Щукиным, Георгий Жуков сливается с Михаилом Ульяновым, а какого-нибудь кардинала Ришелье не отделишь от Александра Трофимова. Та же история с классиками русской литературы – за последние годы вышло достаточно исторических фильмов и сериалов, так или иначе затрагивающих судьбы наших знаменитых писателей и поэтов, и с представлением новых экранных образов формируется новая картина мира в головах зрителей, совсем скоро мы именно так, «по-киношному», и будем воспринимать историю. Накануне выхода в прокат картины «Гоголь. Вий» мы решили вспомнить, кто из наших классиков был воплощен на экранах наиболее неожиданно, а заодно оценили, насколько близкими к фактам были такие образы.Андрей Смирнов в роли Ивана Бунина
Картина Алексея Учителя «Дневник его жены» – одна из самых ярких работ, возможно, лучшая в фильмографии режиссера, в ней есть страсть и любовь, она полна сострадания героям, эпохе и обстоятельствам, послужившим основой сюжета, фильм получился живым и трогательным. Не в последнюю очередь потому, что Дуня Смирнова писала сценарий конкретно под своего отца – Андрею Смирнову было уготовано самой судьбой воплотить на экране образ великого русского писателя Ивана Бунина, оторванного от родины, непонятого даже при наличии Нобелевской премии и одинокого даже в окружении очаровательных женщин.
Увы, Смирнову удалось продемонстрировать далеко не все, что хотелось бы извлечь из истории последней любви писателя, а временами актер даже блекнет на фоне коллег. Как ни жаль, но это не «настоящий» Бунин.Сергей Безруков в роли Сергея Есенина
Еще совсем не так давно, всего десяток лет назад, могло показаться, что Сергей Безруков поставил своей задачей воплотить на экране все более или менее значимые для нашего зрителя образы: он и Пушкиным был (а чуть раньше – Дантесом), и Высоцким, и, страшно сказать, сыграл самого Сына Божьего в его булгаковской интерпретации. Нашлось в фильмографии Сергея и место для Есенина, а точнее, главная роль в сериале Игоря Зайцева о последних неделях жизни великого поэта. В отличие от Пушкина и Высоцкого, Есенин Безрукову эмоционально близок, а потому работа актера получилась взрывной, яркой и пронзительной. Но не обошлось и без строгой критики, правда, в основном она касалась сценария – историкам показалось, что Безруков играет не «озорного гуляку», а жулика и пропойцу.