Большая часть мира достаточно давно перешла на монотеистическую религию, однако это не значит, что языческая мифология перестала волновать и вдохновлять современников. Мрачные мифы Древнего Египта до сих пор эксплуатируются кинематографом (из недавних примеров – «Мумия» с Томом Крузом и первый сезон «Страшных сказок»). Легенды Древней Греции продолжают бередить воображение сценаристов («Гнев титанов», приключения Перси Джексона, даже амазонки в «Чудо-женщине»). И, конечно, полная героизма и обреченности скандинавская мифология с ее Фенриром, Вальгаллой и Гибелью богов. К слову, сейчас отечественные кинотеатры и придорожные биллборды увешаны напоминанием о конце всего сущего: слово «Рагнарёк» в названии третьей части о похождениях марвеловского Тора переводится как «Гибель богов». Это обстоятельство навело Film.ru на размышления: а что еще западный кинематограф позаимствовал у древних скандинавов? Во имя однорукого Тюра, сейчас узнаем!
боевик / приключения / фантастика / фэнтези
Режиссер: Кеннет Брана
В ролях: Крис Хемсворт, Натали Портман, Том Хиддлстон, Энтони Хопкинс, Стеллан Скарсгард
Логично начать с экранизации комиксов Marvel о боге грома, в честь которого, кстати, в Западной Европе назван четверг. Более популярного и прибыльного изображения нордического божества на данный момент не придумали. Несмотря на то что в кадре появляются боги (Один, Хеймдалль, Локи), Асгард и Мьёльнир, фильм имеет к скандинавским легендам самое поверхностное отношение. Кино снято по комиксу, который брал от мифологии лишь основы, чтобы воплотить на своих страницах самостоятельную историю. А картина и вовсе не церемонится с персонажами: Асгард представляется достаточно светлым и во всех отношениях приятным современному человеку местом, а упомянутый Хеймдалль стал чернокожим, что лишь добавляет фильму здорового веселого угара – это же блокбастер.
Думается, что если бы на нашу грешную землю в ее нынешнем состоянии попал Тор из мифов, то Рагнарёк для человечества наступил бы безо всякого Фенрира.
боевик / детектив / драма / триллер
Режиссер: Джон Мур
В ролях: Марк Уолберг, Мила Кунис, Бо Бриджес, Лудакрис, Крис О’Доннелл
Фильм Джона Мура, вольная адаптация культового шутера от третьего лица, совершил ритуальное самоубийство в бокс-офисе, был разорван в клочья критиками, а после проката его еще не остывшее тело долго потом трепали фанаты оригинальной игры. И правильно: будут знать, как очернять классику посредственной продукцией.
Кое-что, однако, в «Максе Пэйне» осталось от игрового прародителя, в том числе отсылки к интересующей нас мифологии. Персонажа Донала Лога зовут Алекс Бальдер – очевидный поклон в сторону бога света и весны. Препарат «Валькирия». Клуб Джека Люпино с затейливой вывеской Rag Na Rock. Aesir Corporation (aesir – не что иное, как асы, верховные боги, живущие в Асгарде). И не забудем про материализующихся валькирий (уже не из игры): правда, в отличие от нордических дев на крылатых конях, киношные существа летали самостоятельно.
Жаль, но упомянутых оммажей было недостаточно, чтобы вытащить картину из пучины уныния и сюжетных дыр. Но в этом есть и позитивный момент: после финансового провала вряд ли кто-то захочет связываться с новой экранизацией. Ларе Крофт повезло меньше. Впрочем, не будем загадывать.