Канадский пилот и диверсант Макс (Брэд Питт) в 1942 году десантируется во французское Марокко, чтобы принять участие в устранении нового немецкого посла. Его связником становится француженка Марианн (Марион Котийяр), опытный агент Сопротивления. Во время операции герои производят столь сильное впечатление друг на друга, что после эвакуации в Британию женятся и вскоре заводят ребенка. Однако год спустя начальство сообщает Максу, что Марианн может быть самозванкой и немецкой шпионкой. Если эти обвинения подтвердятся, Макс должен будет собственноручно убить жену. В противном случае он отправится под трибунал как предатель.
боевик / война / драма / мелодрама / триллер
Режиссер: Роберт Земекис
В ролях: Брэд Питт, Марион Котийяр, Джаред Харрис, Дэниэл Беттс, Саймон МакБерни
Один из главных законов развлекательного Голливуда гласит, что картина должна как можно быстрее добраться до своего основного конфликта, который будет разрешен в кульминации. Пролог не должен занимать больше десяти-пятнадцати минут, каким бы занимательным он ни был.
Новая военная драма «Союзники» это правило нарушает. Двухчасовая картина лишь в середине повествования сообщает, что Марианн может быть шпионкой и что Максу придется изобличить или оправдать жену и определиться, как он поступит, если супруга окажется нацистским агентом. Почему опытные и заслуженные творцы – режиссер «Назад в будущее» Роберт Земекис и сценарист «Порока на экспорт» Стивен Найт – совершают «детскую» ошибку?
Во-первых, они не могут отказать себе в удовольствии в деталях воссоздать Марокко 1940-х, воспетое в легендарной военной драме «Касабланка», и поиграть с сюжетными параллелями, хотя «Союзники» и фильм Майкла Кертиса рассказывают очень разные истории. А во-вторых, они справедливо полагают, что нужно сперва убедить зрителей в близости и любви главных героев, и лишь затем подвергать эти чувства испытанию. Поэтому «Союзники» проводят свой первый час, рассказывая о знакомстве Макса и Марианн и эволюции их чувств. Понятно, без стрельбы не обходится (все-таки это современный военный фильм), но в основном первая половина картины – это история любви, а не дерзкой диверсии.
К несчастью, сюжетный план Найта и Земекиса потерпел неудачу по банальнейшей причине. Питт и Котийяр – яркие и привлекательные звезды, но романтическая искра между ними начисто отсутствует. Как бы картина ни пыталась убедить публику в пылком чувстве героев, ее потуги вызывают лишь смех и внутренний крик «Не верю!». При этом у Котийяр весь фильм такое загадочное лицо, что не понятно, что героиня думает, а у Питта с физиономии не сходит взгляд затравленного кролика, который боится, что в любую минуту на съемочную площадку ворвется Анджелина Джоли с топором и устроит безобразную кровавую сцену. Конечно, Питту виднее, с каким лицом должен геройствовать канадец, но вряд ли это та физиономия, которая должна быть у влюбленного бравого пилота и разведчика.
В результате первая половина картины не проваливается лишь в части передачи марокканского экзотизма, смешанного с европейской цивилизацией, а вторая часть ленты не получает достаточно экранного времени, чтобы рассказать полноценную шпионскую историю с множеством неожиданных поворотов и напряженным противостоянием между «плохими» и «хорошими» героями.
Второй час «Союзников» сводится к тому, что Макс судорожно разыскивает людей, знавших настоящую Марианн и могущих сказать, является ли его жена самозванкой. Марианн в это время не совершает почти ничего подозрительного, а злодеи не дают о себе знать, так что Макс в основном боксирует с тенью. В этом есть определенная интрига, и картина разбавляет диалоги экшеном (герою приходится отправиться в оккупированную Францию, чтобы получить окончательный ответ). Но ясно, что фильм мог бы быть куда более увлекательным, если бы «Союзники» почти сразу представили Марианн как двойного агента и противопоставили любящих героев в духе «Мистера и миссис Смит», только в более серьезном ключе. Какой смысл тратить целый час на представление Марианн как супервоительницы и супершпионки, если во второй части ленты героиня ведет себя как смирная домохозяйка и заботливая мать?
Не будем разбирать финал ленты, чтобы лишний раз не спойлерить, но скажем, что концовка отражает взгляд на мир, который многим в России не понравится. Вообще, «Союзники» с их «заседаниями» в кафе и барах, стильными нарядами, почти мирной жизнью и прочими атрибутами высокоцивилизованного общества многократно проигрывают в жесткости советскому и российскому кино о Второй мировой войне, где герои стреляют из окопов, взрывают танки и умирают за глоток воды, а не устраивают разгульные вечеринки с ящиками виски и пива. Это не наша война – это война тех, кто мог прятаться за противотанковый ров под названием Ла-Манш, пока наши предки бились под Москвой, в Сталинграде, на подступах к Ленинграду.
В целом «Союзники» – не худший фильм о войне, который когда-либо был снят, но его достоинства преимущественно заключены в высокобюджетном воссоздании Марокко и Лондона 1940-х, а не в выстраивании сложного, драматичного и убедительного повествования. Картина заявляет перспективную тему, но раскрывает ее слабо и примитивно. Также лента напоминает, что Питту, при всей его героической внешности, больше идут «плохие» или «неоднозначные» парни из «Бойцовского клуба», «Мистера и миссис Смит» или «Бесславных ублюдков», чем прямолинейные «хорошие» парни вроде Макса, потому что такие роли его сковывают и не дают полностью раскрыться.
Оценка 6/10.