Старшеклассник Лайт Тернер демонстрирует отличное знание математики, что позволяет ему выполнять контрольные почти за весь класс, но «крутым» это его не делает – от хулиганов он получает даже чаще сверстников. Заполучив однажды загадочную Тетрадь смерти демона Рюка, Лайт получает возможность одним росчерком пера лишить жизни любого, кого знает по имени и помнит в лицо, и юноша не теряет времени – на тот свет отправляется сначала его школьный обидчик, потом негодяй, виновный в гибели матери Тернера. Далее Лайт ставит убийства на поток: его усилиями мир избавился от четырех сотен преступников, избежавших наказания или отмщенных недостаточно, по мнению молодого человека, сурово. Но не всем такое возмездие оказывается по нраву – полиция отправляется на поиски таинственного «мстителя» и скоро выходит на след Лайта. Возглавляющий погоню детектив L не раскрывает своего лица и не называет имя, а потому для Тернера он неуязвим…
Тетрадь смерти (2017) / Death Note
детектив / триллер / ужасы / фэнтези
Режиссер: Адам Вингард
В ролях: Нат Вулф, Лейкит Стэнфилд, Маргарет Куэлли, Ши Уигхэм, Уиллем Дефо
Посвятить рецензию на новую американизированную «Тетрадь смерти» сравнению исходных манга и аниме с полнометражной картиной Адама Вингарда – самый простой путь, который себе только можно придумать. На критике несоответствия сюжетов и образов, на недовольстве кастингом и неуклюжей локализацией, на претензиях к мотивации героев и к их преображению в процессе взаимной погони можно строить трехэтажные тексты, которые будут благостно восприняты поклонникам оригинала, ведь американцы действительно далеко отошли от изначального замысла авторов рисованного мистического детектива. Но такой способ анализа банален и предсказуем, и что если попытаться, отойдя от азиатских канонов и оставив предшественников в покое, посмотреть на «Тетрадь» незамутненным беспристрастным взглядом? Можно ли считать эту ленту хоть сколько-то увлекательной, достойной того, чтобы потратить на просмотр сто минут своего времени?
Увы, и здесь придется говорить о разочаровании. Разумеется, задумка, почерпнутая у японцев, необыкновенно хороша и дает плодородную почву для фантазии – из нового прочтения «Тетради смерти» можно было сделать леденящий кровь хоррор вроде «Чернокнижника», можно было обратить все в шутку, как в «Ослепленном желаниями», или свести к подростковой романтике, лежащей после окончания «Сумерек» в состоянии искусственной комы. Наконец, можно было, ничего особо не выдумывая, опираться на детективную линию оригинала – сделать из Лайта суперпреступника, а из L – нового современного Шерлока. Но создатели фильма не смогли или не захотели концентрироваться на чем-то одном, а потому «Тетрадь» рассыпается на набор не прошитых вместе листов, где на одной странице кровавые сцены обезглавливания, повторяющие эпизоды из «Омена» или «Пункта назначения», на другой – школьные разборки «Кэрри» и «Назад в будущее», на третьей – зловещее путешествие в заброшенный интернат, скрывающий призраков прошлого, на четвертой – неуклюжая семейная драма отца и сына, не находящих взаимопонимания.
Для сериала подобные шараханья были бы не только простительны, но и полезны, в конце концов именно охват самого широкого спектра вопросов морали и этики сделал исходное аниме столь популярным. Для полуторачасового же фильма подобные заячьи зигзаги нежелательны – рвется нить повествования, теряется целостность, а большая часть мотивов и действий персонажей становится продуктом либо небывалой глупости, либо вселенской продуманности и просчитывания ситуации на десять ходов вперед. Всерьез подобное кино, где герой знает будущее наперед, воспринимать сложно.
Кстати, с героями картине тоже не повезло. Мало того что Лайт и L получились невзрачными (даже не станем сравнивать их с прообразами из манга), они еще и ведут себя порой необъяснимо. Лайт, например, шарахается из стороны в сторону и ведет себя, как капризная девчонка – то хочу всех убивать, чтобы избежать наказания, то хочу всех спасать даже под угрозой раскрытия своего я. Супердетектив же и вовсе проявляет себя истеричкой, визжащей, кричащей, скачущей по столам и рыдающей по поводу и без. Ну да, демоническую тетрадь должен искать человек не от мира сего, но странный – не обязательно дурацкий.
Однако наибольшее расстройство вызывают персонажи, которых сыграли два самых заметных актера проекта. Отец Лайта, роль которого исполнил Шей Уигэм, выглядит скорее не офицером полиции, а реднеком, которого исключительно для фильма нарядили в рубаху и штаны. Актер при этом мямлит и жует, словно не помнит наизусть ни одной своей реплики. Подруга Лайта Миа, наоборот, себе на уме и ведет настолько самостоятельную игру, словно пришла в кадр из другого фильма. Маргарет Куэлли, разумеется, включает свою сексуальность на максимум, но в данном проекте ее красота и ум скорее идут вразрез с остальными сюжетными линиями и характерами.
В результате даже в отрыве от оригинала, безусловно талантливого, увлекательного, многогранного и глубокого, фильм Вингарда годится только для ограниченного показа на кабельном канале поздним вечером в будни – нет в нем ни харизматичных героев, ни зубодробительного противостояния, ни схватки умов и моральных принципов – похоже, что проект «Тетради смерти», как это случилось по сюжету с самим заглавным артефактом, просто попал не в те руки и им не сумели верно распорядиться. Бывает. Фанатам оригинальной манга остается только подождать, когда тетрадь найдет себе нового хозяина и откроется для новых записей.
Оценка 5/10.