Мировое кино подарило нам множество ярких и незабываемых фильмов, на которых мы выросли. В этой рубрике мы вспоминаем знаменитые картины прошлых лет и рассказываем о них все, что вы только хотели узнать.
Когда десять лет назад, в 2008 году, студия Marvel начала рассказывать на большом экране историю Мстителей, первый блокбастер цикла был снят о Тони Старке – миллиардере, индустриалисте и техническом гении.
Это был рискованный, но очень удачный ход. Великолепный фильм Джона Фавро с участием Роберта Дауни-младшего стал прочным фундаментом для киновселенной Marvel. Его назвали в честь геройского альтер эго Старка – «Железный Человек».Рассуждая о мейнстримных американских комиксах, нужно помнить, что это не только литература, но и пропаганда. Не всегда государственная, но всегда идеологическая. То есть пропитанная ценностями, которые редакторы комиксных студий хотят донести до своих читателей.
В начале 1960-х такой ценностью была война с коммунизмом. Причем не «холодная», а самая что ни на есть «горячая». Во Вьетнаме воевали коммунисты-северяне и капиталисты-южане, и США постепенно втягивались в конфликт, шаг за шагом приближаясь к началу наземных операций с участием американских войск. Когда это наконец случилось, американцы поддержали решение своих властей. Они пошли на поводу у пропаганды, которой среди прочих занимались комиксы студии Marvel.
В дальнейшем студийные боссы пожалели о том, как призывали воевать с северными вьетнамцами. Но из песни слова не выкинешь. Marvel замаралась в военной пропаганде, и ее новый персонаж Тони Старк стал острием комиксной идеологической атаки на подростковые умы.
Великий комиксный редактор и сценарист Стэн Ли придумал Старка, чтобы бросить себе творческий вызов. В Америке тогда разгорался пожар контркультуры, и трудно было найти фигуру, более ненавистную для молодежи, чем пафосный миллионер, который создает и продает мощное оружие. Поэтому Ли пообещал себе: «Я введу в наши комиксы такого персонажа, и я добьюсь, чтобы читатели его полюбили».
Очевидным источником вдохновения для Ли был Брюс Уэйн, он же Бэтмен из комиксов DC Comics. Но, конечно, открыто это не признавалось. Редактор говорил, что Тони Старк – это знаменитый реальный индустриалист и продюсер Говард Хьюз, только без хьюзовского сумасшествия, которое можно увидеть, например, в байопике «Авиатор» Мартина Скорсезе. Правда, кино Старк не снимает, но зато он тоже бизнесмен, изобретатель, инноватор, искатель приключений и сердцеед. В общем, яркая личность и живое воплощение американского мифа о супердельце.
Когда начинается война с коммунистами, Старк создает оружие для американского правительства и попадает в плен к северным вьетнамцам во время испытания в джунглях его нового убийственного агрегата. Изобретатель чуть не умирает от ранения. К счастью, злодеи представляют ему лабораторию, чтобы он создавал для них оружие, и Старку удается собрать приспособление, которое спасает ему жизнь. Затем он конструирует боевой костюм и прорывается на свободу.
Так начинается героическая карьера Старка. В то время как другие западные миллионеры-милитаристы производят оружие, к которому даже не притрагиваются, Старк рискует жизнью ради Америки, капитализма и демократии. Он создает для себя все новые и все более совершенные боевые доспехи, что позволяет ему сражаться со все более опасными и могущественными врагами. И все это Старк делает тайно, под маской Железного Человека. Для тех, кто не посвящен в его секрет, Старк – обычный знаменитый бизнесмен и заядлый плейбой. Бэтмен, как и было сказано.
Чтобы читатели приняли Старка, Ли и его коллеги наделили супергероя сложным характером и уязвимой душой. Миллионер хочет казаться безупречным суперменом, который легко преодолевает все препятствия, но на деле его жизнь далеко не сахар, и у него немало эмоциональных проблем и душевных терзаний. Например, со временем он начинает сомневаться, что вправе производить и поставлять оружие, которое убивает не только отпетых негодяев.