В 2015 году фильм Дэмьена Шазелла «Одержимость» был номинирован на «Оскар» в пяти номинациях, и три из них принесли награды. Однако главная статуэтка вечера все же ушла от Шазелла и Ко к «Бердмену». Спустя два года Шазелл вновь идет за призом Американской киноакадемии. Судя по критике и рекордным семи «Золотым глобусам», новый фильм Шазелла «Ла-Ла Ленд» – главный претендент на звание лучшей картины 2016-го. Если заветная цель покорится, «Ла-Ла Ленд» станет лишь вторым мюзиклом за последние полвека, который удостоили награды в номинации «лучший фильм». Всего же таких триумфаторов – десять.
Когда в кино появился звук, экран стал продолжением театра. А самым популярным театральным жанром в те годы был именно мюзикл, поэтому бродвейское влияние распространилось и на фильмы. Безграничные возможности для декораторов, доведенный до идеала спектакль с чистым звучанием и широкая аудитория – вот что мотивировало американских продюсеров и режиссеров. До 1950 года музыкальный киножанр цвел и благоухал, этот период считают золотым веком мюзиклов. В шестидесятые и семидесятые популярность мюзиклов в кинотеатрах начала падать. Одной из главных причин тому стало широкое распространение цветного телевидения в США, где музыка прижилась еще лучше. Тем не менее жанр жил полной жизнью, во многом благодаря мультфильмам.
Неудивительно, что 9 из 10 «Оскаров» в номинации «лучший фильм» приходится на период с 1929 по 1968 годы. Начиная с восьмидесятых мюзиклы уходят на второй план у кинопродюсеров – зритель же все чаще воспринимает музыкальное кино как некую диковину, а не нечто само собой разумеющееся.
Бродвейская мелодия 1929-го года (1928) / The Broadway Melody
Режиссер: Хэрри Бомон
В ролях: Чарльз Кинг, Анита Пэйдж, Бесси Лав, The Angeles Twins, J. Emmett Beck
На первой торжественной церемонии киноакадемии мюзиклы к категории «лучший фильм» не подпустили. Награда в 1929 году досталась «Крыльям», драматичной истории любви, которую в XXI веке бессовестно переписал сценарист «Перл-Харбора» Рэндалл Уоллес. Зато уже на следующий год лучшим из лучших признали «Бродвейскую мелодию 1929 года». Это стандартная нью-йоркская история любви, водевиль о сестрах Хэнк и Куини Махони. Они танцующие певицы, приехавшие на Бродвей и влюбившие в себя двух мужчин с разной толщиной кошелька. Что примечательно, критики больше ругали мюзикл, нежели хвалили, но взять «Оскар» (к слову, тогда премия так еще не называлась) «Бродвейской мелодии» это не помешало.
Великий Зигфилд (1936) / The Great Ziegfeld
биографический / драма / мелодрама / мюзикл
Режиссер: Роберт З. Леонард
В ролях: Уильям Пауэлл, Мирна Лой, Луиза Райнер, Фрэнк Морган, Фэнни Брайс
Фильм-концерт 1936 года посвящен реальному человеку из индустрии развлечений Флоренцу Зигфилду, бродвейскому шоумену и импресарио. Зигфилд прославился серией бродвейских постановок с самовлюбленным названием «Безумства Зигфилда» и еще более самовлюбленным мюзиклом «Великий Зигфилд». Одноименный киномюзикл стал байопиком шоумена, подарив зрителям яркие танцевальные и музыкальные номера, а продюсерам – статуэтку за «лучший фильм».