Сегодня, когда своего совершеннолетия почти достигли те, кто родился уже в XXI веке, когда многократно трансформировалось государственное устройство стран, некогда составлявших СССР, когда коммунистическая модель постепенно уступила место капитализму даже в Китае и на Кубе, о революциях 1917-го вспоминают все реже. В 70-х казалось, что для страны не будет праздника ярче и пышнее, чем столетие Октября, но наступил ноябрь 2017-го, и… ничего. Даже торжественные мероприятия были посвящены не победе большевиков, а некруглой дате парада Красной армии в Москве, осажденной гитлеровскими войсками. Лишь два проекта так или иначе осветили новую Россию красным революционным пламенем – речь о сериалах «Демон революции» и «Троцкий», о двух взглядах на события, предшествовавшие выстрелу «Авроры» и последовавшие за ним. Но подобная «эксклюзивность» сыграла телесериалам на руку – их обсуждают, о них спорят, и мы, при всей неоднозначности показанного на первом и втором каналах, хотим отметить несколько несомненных плюсов двух проектов.
Кинематограф от юбилея стыдливо отмахнулся
В первую очередь «Демон революции» и «Троцкий» заслуживают внимательного рассмотрения по той простой причине, что в юбилейный год события, перевернувшего историю человечества (оставим за скобками знак этого переворота), российские кинематографисты поспешили дистанцироваться от собственной истории. Точнее, история по-прежнему в фаворе у Министерства культуры РФ, но в кино наши чиновники предпочитают смотреть либо в глубины веков, либо в безмятежные 70-е, когда мы и в хоккее доминировали, и в баскетболе могли американцам «напихать». Революция семнадцатого же стала каким-то «табу» – даже в шумной «Матильде» Алексей Учитель решил не приближаться к кровавым для царизма датам. И это при том, что Минкульт и Фонд кино официально объявили о переориентации государственного софинансирования кинопроектов в сторону «фильмов-событий», а что такое столетие Октября, если не событие?
Как бы то ни было, зритель остался без кино о революции, и вся тяжесть ответственности за юбилей легла на ТВ. Здесь, нужно признать, в октябре и ноябре вышло достаточно публицистики и документалистики об уроках истории, но игровых проекта вышло два: «Троцкий» на «Первом» и «Демон революции» на «России» – и, возможно, теме это пошло на пользу. В обществе образовался вакуум, а аудитория телевизора заметно превышает число кинотеатральных зрителей, так что столкновение двух «демонов» (расшифровку этого конфликта дадим позже) оказалось ярчайшим событием ноября как минимум для отечественных любителей кино и ТВ.
У авторов хватило смелости уйти от канонов
Второе важное событие, заставляющее сфокусироваться на двух телепроектах, – отход авторов от традиций, установленных советским кино, в отношении демонстрации на экране вождей революции. До сих пор только «Телец» Александра Сокурова осмелился продемонстрировать Ленина в неприглядном свете заката жизни и преподнести зрителю иной, отличный от глянца плакатов и транспарантов образ. Теперь же и в «Троцком», и в «Демоне революции» мы можем видеть Ильича совсем не похожим на того, что всем с детства знаком по картинам «Ленин в октябре», «Человек с ружьем» или фотокадру с бревном на субботнике. «Новый» Ленин дьявольски хитер, циничен, не лишен слабостей, в сериале Первого канала Владимир Ильич едва не сталкивает Льва Троцкого с крыши, а в проекте «России» разрывается между Инессой Арманд и Надеждой Крупской.
Да и иные вожди и приближенные показаны совсем не такими, какими их живописали в советских детских книжках. Троцкий, практически вычеркнутый из истории, показан едва ли не подлинным творцом революции, Сталина демонстрируют озлобленным бандитом, нависшим над чахнущим Лениным, свою долю внимания получила Надежда Крупская, а уж Александр Парвус и вовсе упомянут в отечественных фильмах и сериалах едва ли не впервые. Все это как минимум любопытно, а как максимум многообещающе – ведь несмотря на то, что от Великого Октября нас отделяет всего столетие, до сих пор это событие не получило всестороннего народного обсуждения и не было рассмотрено со всех возможных точек зрения.
Конкуренция двух каналов добавила истории «перца»
С этой точки зрения одновременный выход двух сериалов на схожую тему дает более объемный взгляд. Глупо отрицать наличие определенного идеологического прогосударственного взгляда на историю страны, транслируемого с экранов ТВ, но ни «Демона революции», ни «Троцкого» не назовешь прямолинейной, грубой, тупой пропагандой, наоборот, определенные детали, шероховатости общей картины, нестыковки двух взглядов говорят о присутствии здоровой конкуренции между авторами сериалов. Знали ли создатели о том, что соседний канал снимает что-то подобное? Конечно, достаточно присутствия в кадре на обоих проектах Максима Матвеева, чтобы понимать: секретность если и присутствовала, то только на раннем этапе, дальше нужно было работать на пределе возможностей, дабы не быть обвиненным во вторичности. Предметом этой незримой «войны» можно считать даже названия сериалов, ведь «демоном революции» в 20-е звали именно Льва Троцкого.
Также оба сериала можно отметить за нестандартные ходы и дерзкие художественные решения. «Троцкий», например, берет путаным, но действенным приемом с рваной хронологией, в то время как «Демон революции» больше фокусируется на человеческих качествах строителей революции, на романтической во всех смыслах движущей силе исторических процессов. Проект Первого канала выглядит более кинематографичным, действие «Троцкого» охватывает пять десятков лет русской истории, десятки стран и места, разбросанные на тысячи километров, в ответ на «России» предлагают ознакомиться с одним из самых спорных эпизодов в биографии Владимира Ленина – как видите, столкновение интересов в борьбе за зрителя всегда оставляет нас в выигрыше. Мы получили не только выбор, но и смелые трактовки.
Российская история всегда дает пищу для понимания настоящего
Наверное, мы могли остаться и вовсе без каких бы то ни было проектов, посвященных столетию Октябрьской революции, если бы не складывающаяся в стране ситуация. Страницы нашего портала – не место для политических дискуссий, но нельзя отрицать совершенно очевидного «воспитательного» эффекта от «Троцкого» и «Демона революции», который создателями наверняка подразумевался. Намеки на «финансирование из-за рубежа», на «кровавый террор», на «особый путь» и «сакральность власти» здесь даже толстыми не назовешь, это прямолинейное запараллеливание, пусть не всегда точное и объективное, процессов в Российской империи начала ХХ века и дней сегодняшних. Разумеется, каждый зритель сам определит для себя степень допустимости подобных отсылок (раздел Украины в «Троцком», например, выглядит совсем безыскусно), но эффект достигнут – оба сериала «про сейчас», про нас.
Другое дело, что история никого не учит, но строго спрашивает, и вряд ли из событий столетней давности можно вот так просто взять рецепты необходимого переустройства или, наоборот, сохранения «стабильности», однако просто забыть о Красном Октябре нельзя. Необходимо понять, что стало основой недовольства, какая соломинка переломила хребет слона, что пошло не так, как светлое будущее превратилось в «перегибы на местах», какова роль в этом отдельных личностей, сословий, государств, исторических разломов. А уже с этим багажом выглядывать в окно на московские площади. И даже спорная попытка связать два века в данном случае имеет смысл – это толчок к развитию и пониманию самих себя.
Два сериала стали праздником для актеров и их поклонников
Но вернемся к творчеству. Вне зависимости от правдивости показанного на экране, оставив в стороне политические предпочтения, отринув идеологическую составляющую, можно только порадоваться за зрителей, получивших два фантастических по своей силе актерских спектакля. Конечно, всегда найдутся недовольные тем, как показан тот или иной герой или исторический персонаж, не обойдется без сличения фотографий и споров о росте, но стоит поздравить друг друга – российское кино и ТВ получили фантастического Льва Троцкого и устрашающего Иосифа Сталина, двух великолепных Лениных и столь же впечатляющий дуэт Парвусов, и это только первый план.
И Константин Хабенский, и Федор Бондарчук, и Евгений Миронов, и Евгений Стычкин, и замечательные актрисы, «разбавившие» мужскую компанию революционеров, заслуживают самых лестных слов. Глаза актеров редко светятся так ярко, как в «Троцком» и «Демоне революции», заметно, что при всех возможных разногласиях артисты делают интересное им и важное для всех нас дело. Не обошлось без промахов и перекосов – в «Демоне» экранный конфликт Ленина и Парвуса, кажется, заставил Миронова и Бондарчука переигрывать, а обширный каст «Троцкого» не позволил в должной мере раскрыться многим симпатичным героям и актерам, – но такова революция, она высвечивает неожиданное и порой пожирает своим пламенем лучшее в себе.
Еще совсем недавно столетняя годовщина Октября казалась важнейшей вехой в истории, ключевой отметкой сегодняшнего дня, но 7 ноября прошло, а у нас не оказалось не то что похмелья, а даже и повода для праздника. Какую дату будем ждать дальше? 2022-й, когда сто лет исполнится переходу власти в руки Сталина? 2037-й, когда наконец пора будет поставить к стенке новых «врагов народа»? Или 2045-й, который мы вот уже сколько лет грозимся повторить? Интересно, что оба сериала, вышедшие к дате, являются своеобразными сиквелами – Константин Хабенский примерил бородку и пенсне Троцкого во второй раз после сериала «Есенин», а Владимир Хотиненко считает своего «Демона» логичным продолжением собственных «Бесов». Значит ли это, что оба проекта получат продолжение? Посмотрим. Ведь есть у революции начало, но нет у революции конца.