Одна из главных причин, почему зритель смотрит кино, – это возможность не просто взглянуть на что-то необычное, но и пережить удивительные приключения, ознакомиться с такой историей, которую не стыдно будет посмаковать после окончания сеанса или даже обсудить много позже с близкими и знакомыми. А раз кино – это своеобразное отражение жизни, то и внутри сюжетов порой встречаются герои, которые рассказывают «историю внутри истории». Подобный стилистический ход – прием весьма опасный, далеко не каждому сценаристу и режиссеру удается успешно воплотить в жизнь многоуровневое повествование и не запутаться в происходящем, разочаровав зрителей. Но если все удается – результат превосходит самые смелые ожидания. Мы вспомнили несколько самых удачных фильмов, в сюжете которых есть место для еще одной (а порой и не одной) истории. Заблудиться в таких лентах несложно, но просмотр одной такой картины легко может заменить собой многодневный киномарафон.
Сны, которые можно купить за деньги (1947) / Dreams That Money Can Buy
Режиссер: Ханс Рихтер
В ролях: Джек Биттнер, Либби Холман, Джош Уайт, Норман Казанжан, Дорис Окерсон
К ярчайшим примерам сюрреализма в кино специалисты справедливо относят ленту немецкого художника, графика и режиссера Ханса Рихтера «Сны, которые можно купить за деньги». Сюжетно это авангардистское кино может показаться не самым замысловатым, но вот визуально оно выполнено филигранно, каждый кадр, каждая сцена, каждая новелла в нем – торжество искусства, авторский взгляд на мир и творчество. Главный герой ленты – не слишком удачливый психиатр, но зато ему удается внушать своим пациентам сны, способные облегчить их страдание, отбросить неврозы и удовлетворить мании. Демонстрируются сновидения как вставки в картину, исполненные в различных техниках – от анимации до игрового кино с элементами графических абстракций. Остроумный и увлекательный фильм Рихтера стал «лебединой песней» сюрреализма, утратившего в конце 1940-х свое главенствующее положение в авангарде искусства.
В прошлом году в Мариенбаде (1961) / L'année dernière à Marienbad
Режиссер: Ален Рене
В ролях: Дельфин Сейриг, Джорджо Альбертацци, Саша Питоефф, Франсуаз Бертен, Люси Гарсиа-Виль
Абстрактную ленту Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» недаром называют неподдающейся пониманию – драма, сценарий которой написан Аленом Роб-Грийе, имеет запутанную загадочную структуру повествования, не позволяющую зрителю однозначно утверждать, что в истории реально, а что является фантазией. Время и место демонстрируемых на экране сцен невозможно увязать друг с другом, линии повествования обрываются, а визуальная составляющая превалирует над смыслами. В центре истории случайно встретившиеся мужчина и женщина, первый пытается убедить, что они знакомы и даже пребывают в некоторых отношениях, вторая упорно отметает связь, хотя и скрывает какие-то собственные переживания. Каждый по-своему реконструирует события прошлого, но что из показанного действительно является воспоминанием, зритель не знает. Венецианский кинофестиваль в 1961 году отметил ленту главным призом, значит, кто-то в хитросплетении сюжетов все-таки разобрался. Или хотя бы сделал вид.