Начинающий сценарист и режиссер Юлиан потерял надежду найти гранты на свой новый проект и, чтобы свести концы с концами, вынужден отправиться на сезонные работы на ферму. Знакомство с канадской эмигранткой Камиллой разжигает в сердце Юлиана страсть, и молодой человек под видом режиссера, который ищет натуру и изучает материал к грядущему фильму, приглашает девушку с собой на полевые работы. К удивлению парня, Камилла соглашается, но в то время как Юлиан на плантации разочаровывается в людях, обществе и своих представлениях о лучшем мире, девушка обретает новых знакомых и веру в коммунизм. Сбежав от гнета капиталистов, заставляющих рабочих собирать яблоки, юная мечтательница и еще несколько пролетариев отправляются искать место, где их коммунистические идеи уже воплощены в жизнь…
Самокритика буржуазного пса (2017) / Selbstkritik eines buergerlichen Hundes
Режиссер: Юлиан Радльмайер
В ролях: Юлиан Радльмайер, Дера Кэмпбелл, Беньямин Форти, Кьен-Тэк Ли, Илья Коркашвили
При всех тех различиях, что разделяют Россию и Германию (помните, что русскому хорошо, то немцу – смерть), при всех страшных конфликтах двух народов, приводивших не к одной кровопролитной войне, нас связывает одно важное общее дело, значение и влияние которого на весь современный окружающий мир невозможно переоценить – германская земля подарила обществу теоретическую основу коммунизма, земля российская эту теорию попыталась применить на практике. Маркс и Ленин всегда будут соединять русских и немцев, а наши представления о «лучшем и справедливом», видимо, всегда будут схожими. Оттого столь близкими и понятными отечественному зрителю оказываются политологические и обществоведческие искания немцев – мы генетически смотрим, видим и думаем в одном направлении.
Молодой немецкий режиссер Юлиан Радльмайер воплощает новое поколение берлинских арт-интеллектуалов, однако с энергетикой любого юного максималиста он анализирует не настоящее, а прошлое, заодно заглядывая в будущее с вопросом: «А почему ни у кого до сих пор не получилось создать действительно равное, справедливое, творческое и работоспособное общество?» Ведь что, казалось бы, может быть проще: от каждого по способностям, каждому по труду, человек человеку друг, товарищ и брат, справедливость, равенство и братство – все это сформулировано века назад, а за окном мы видим противоположную картину. У героя фильма «Самокритика буржуазного пса» появляется уникальная возможность испытать на себе радости коммунизма, сделать оценку возможностей современных рабочих и творческой интеллигенции, сделать мир лучше. Получается? Спойлер: нет.
Вообще, не стоит забывать о том, что автор позиционирует свое творение как комедию, а потому воспринимать всерьез «Самокритику» не стоит. Другое дело, что неподготовленному зрителю понять, где автор смеется над собой, где – над нами, а где – над миром, сперва довольно трудно – выполненная в стилистике соцреализма советских лент картина дается тяжело. Но только до тех пор, пока не появится понимание того, к чему Радльмайер выстраивает столь сложную конструкцию. Тут-то и проявляется грустный юмор, помноженный на едкие замечания сценариста и режиссера в адрес своих героев (при том что ведущего персонажа Радльмайер играет сам). Молодой коммунист в фильме оказывается в большей степени увлечен задачей затащить Камиллу в постель, а не построением светлого будущего, всеобщее равенство оборачивается всеобщим воровством друг у друга и капиталистической конкуренцией за мелкие подачки, братство народов сталкивается со страхом перед кулаком здоровенного русского, который правит бал на плантации. Даже коммунизм в итоге оказывается не раем на земле, а всего лишь аккуратным и чистым итальянским городком с процветающей частной собственностью, торговлей и полицией.
Однако если в плане сюжета и работы с персонажами Радльмайер практически безупречен, в финале ему даже удается изящный стилистический твист, разделяющий реальность и вымысел, а затем снова сталкивающий их лбами, то визуально картина, конечно, у изнеженного голливудской картинкой зрителя вызовет дискомфорт. Очевидно, постановщик добивался реалистичности, но при этом «Самокритика» утратила дух кино – угловатый монтаж, однообразные операторские приемы, длительные статичные формы и сомнительно решенные композиционные схемы существенно мешают восприятию идей автора. Впрочем, и здесь можно разглядеть марксистские и пролетарские максимы – польза в первую очередь.
Самым любопытным в фильме остается то, что же из показанного является реальным мировоззрением автора – мы видим Радльмайера в нескольких разных ипостасях, он и пролетариями разочарован, и буржуазией, и капиталом, и все клеймит с одинаковым азартом, прикрываясь тем, что он всего лишь буржуазный пес, который при всей любви к сытой и праздной жизни согласен поучаствовать в организации побега коммунистов-неудачников из тюрьмы. Что же, это повод познакомиться с другими работами молодого немца – вдруг это новый Маркс и Энгельс в одном лице?
Оценка 7/10.