Жестокая террористическая атака исламских боевиков на мирных жителей лишила Митча Рэппа невесты, девушку убили прямо на глазах у жениха, а самого парня тяжело ранили. Два года потребовалось Митчу, чтобы окольными путями выяснить заказчиков теракта, войти к ним в доверие и добиться встречи, на которой Рэпп планирует совершить акт возмездия, но все «портит» ЦРУ – следившие за молодым человеком оперативники первыми обрушивают карательный меч на злодеев. Впрочем, изобретательность, настойчивость и боевые навыки Рэппа не остаются без внимания – ему предложено стать частью секретного отряда ЦРУ, ведущего невидимую остальному миру войну в самых разных уголках земного шара. И первым заданием для нового сотрудника становится предотвращение третьей мировой войны, которую на Ближнем Востоке планирует запустить таинственный человек по кличке Призрак…
Наемник (2017) / American Assassin
Режиссер: Майкл Куэста
В ролях: Дилан О’Брайен, Тейлор Китч, Майкл Китон, Скотт Эдкинс, Санаа Лэтэн
Сколь цинично это ни звучит, но с окончательным установлением терроризма в качестве главной угрозы мирному существованию задачи сценаристов в боевиках предельно упростились. Это раньше нужно было опираться на реалии холодной войны, выдумывать суперзлодеев, мечтающих покорить планету, или одиночек, творящих зло из каких-то нелепых личных побуждений, – сегодня достаточно напялить на отрицательного персонажа чалму, приклеить бороду, и пожалуйста, типичный террорист готов, ему теперь можно приписывать хоть атаку на Белый дом, хоть взрывы в европейских столицах, хоть похищение ядерного оружия. И многим от такого удобства отказаться сложно, вот только фильмы от подобных упрощений страдают, а зритель к происходящему на экране в лучшем случае остается глух и равнодушен.
Равнодушие – это чувство, которое наполняет после просмотра триллера режиссера Майкла Куэсты «Наемник». Вроде бы в фильме собраны все традиционные жанровые слагаемые, присутствует несколько оригинальных деталей, в паре сцен чувствуются подготовка каскадеров и усилия постановщиков перестрелок и рукопашных поединков, но эмоций вся эта суета практически не вызывает, а после получаса мытарств возникает ощутимое жжение в районе запястья – так и хочется проверить, ну сколько там еще до конца этой беготни за исламистами осталось?
В чем проблемы «Наемника»? Они банальны – хоть проект и задуман еще в 2008-м, а нормального сценария за девять лет у фильма так и не появилось. Точнее, сценарий «Наемника» – это набор экшен-сцен, прореженный не особенно убедительными диалогами, в нем есть все, что положено такому боевику: угроза миру и личные потери, предательство и преодоление сопротивления, гибель соратников и долгожданная горечь победы. А вот человека нет, нет за именем Митч Рэпп личности, нет узнаваемого парня, за которым стоило бы понаблюдать, нет харизмы и нет ни малейшего отличия от десятка других агентов из этого же фильма, которых пускают на фарш, не спрашивая имя.
И это не проблема Дилана О’Брайена, он-то как раз старается изо всех сил, пытаясь стряхнуть с себя пыль девичьих грез. Беда в том, что авторы картины формально подошли к первоисточнику. Основой сценария «Наемника» стала книга Винса Флинна «Американский убийца» из серии романов о Рэппе, вот только фокус в том, что первым это произведение является только хронологически, в линейке книг же «Убийца» – восьмая, а это значит, что поклонники давно знают героя, писатель лишь отдает в их руки часть пазла из прошлого, историю становления персонажа. В кино же нас вводят в новый мир, но не дают ни единой возможности испытать какое-то расположение к Митчу. Убили невесту? Толсто. Сам вышел на террористов? Не смешно. Отрастил бороду? Наивно. В Рэппе экранном нет основательности, и это не позволяет быть с ним на одной волне.
С другой стороны, если не подходить к картине с мерками гораздо более продуманных и талантливо сделанных картин в этом и смежных жанрах, от «Наемника» можно получить определенное удовольствие. Не прыгают выше головы, но и не портят общей картины Майкл Китон и Тейлор Китч, пара драк вполне дотягивает до уровня «Бондов» и «Борнов», в фильме присутствует много дневных уличных сцен, что добавляет картине колорита. Но все это удовольствия разовые – никто не станет пересматривать ленту из-за 15 экранных минут Китча, драки очень скоро станут полутораминутными роликами в YouTube, а географию все-таки лучше изучать лично или с помощью профильных телеканалов. Но без всего этого от «Наемника» не остается ничего. О’Брайен выскочил из одного лабиринта и запрыгнул в другой, еще более мрачный, и наблюдать за этим нет никакого желания.
Оценка 6/10.