Вы скажете: как можно ставить отрицательную оценку фильму, который еще даже не начали снимать? Да что там, даже синопсиса до сих пор нет. На самом деле на сегодня о четвертой серии известно вполне достаточно, чтобы поклонники хорошего экшена вычеркнули ее из своих планов. Тут замешаны и застарелые хвори франшизы, и последние новости, усугубляющие список ее проблем. Изучив сложившуюся ситуацию, мы составили список причин, по которым «Неудержимых» можно не глядя списывать в утиль.
Съемки в Болгарии
В конце нулевых годов продюсер франшизы Ави Лернер хвалился тем, что изыскал дешевую возможность делать кино – он решил перенести съемки своих фильмов в Европу, где весь процесс выходит гораздо «бюджетней». Группа компаний Nu Image/Millennium Films выкупила в Болгарии киностудию Boyana Film (в советские времена бывшую главной студией страны) и переименовала ее в Nu Boyana Film Studios. Лернер, имеющий среди коллег репутацию «человека-калькулятора», объявил, что снимать экшены имеет смысл только здесь – тогда профит будет гарантирован.
Конечно, попытки удешевить кинопроизводство предпринимались во все времена – например, в 60-е весь Голливуд катался делать вестерны в Испанию, где был выстроен целый городок в стиле Дикого Запада (именно там, например, Серджо Леоне снял свою знаменитую «долларовую трилогию»). Но «Неудержимые» – не вестерн: концепция франшизы предполагает, что наемники Барни Росса участвуют в спецоперациях по всему миру. Тем не менее вторая и третья серии франшизы были целиком сняты в Болгарии, и четвертая, если она состоится, тоже будет сниматься там.
Как можно добиться полноценного ощущения «всемирной географии», не выходя за пределы одной бедной европейской страны? По большому счету – никак. Локации Болгарии, более-менее «свежо» смотревшиеся во второй части «Неудержимых», в третьей уже начали лезть в глаза. В четвертой серии те же постсоветские пейзажи и балканские физиономии статистов наверняка будут восприниматься уже совсем уныло (особенно после параллельной «засветки» Болгарии в куче других проектов Лернера, например, в «Механике: Воскрешении»). И это при том, что у франшизы хватает и других болячек. Одной из самых заметных является…
Дерганая тональность
Первая часть «Неудержимых» была отличной как по задумке, так и по исполнению. Свежая концепция «собрать боевых стариков»; взвешенный баланс экшена с юмором; триумфальное, пусть и коротенькое возвращение на экран Шварценеггера, да и вообще первая в истории возможность увидеть его со Сталлоне в одной сцене – это было то, что фанатам доктор прописал. Даже абсолютно ненужный в этой солянке Микки Рурк не мог испортить общего позитивного впечатления.
Но уже во второй серии начались проблемы: франшиза, не успев раскочегариться, свалилась в самопародию. Диалоги превратились в набор шуток об «одиноком волке» Норрисе, Шварценеггер исполнил затертый номер под названием «я вернусь», Уиллис прокричал культовое «йо-хо-хо, ублюдок!», злодействующий Ван Дамм показал свой коронный номер – «вертушку». Все это было бы неплохо, если бы оставалось в рамках и не перетягивало на себя одеяло, в крайнем случае – если бы юмор и насилие уравновешивали друг друга. Но участие Чака Норриса, отказывавшегося сниматься в кровавом кино, наложило свой отпечаток: многие брутальные моменты были сглажены, из-за чего фильм превратился в чистую комедию. Наметились и другие сюжетные проблемы, связанные с персонажами: Джет Ли вместо полноценного участия лишь заскочил «на чаёк», а Лиаму Хемсворту отвели роль агнца на заклание: не успев толком ввести в сюжет, прихлопнули, чтобы остальным было за кого мстить (лучше бы прихлопнули Рурка, он все равно был лишним, но Микки из-за выросших аппетитов вообще не взяли в проект).
Возможно, дело в том, что первую серию снимал сам Сильвестр Сталлоне, а вторую пригласили делать Саймона Уэста («Воздушная тюрьма»). Слай смог сосредоточиться на своих актерских функциях, но одновременно и потерял безраздельный контроль над постановкой. Помимо прочего, на съемках царила еще и неразбериха со сценариями, о которой Сильвестр честно рапортовал: «Когда у тебя пять разных сценариев, ты пытаешься сообразить, какой из них лучше: какая местность, какие трюки и, самое важное, о чём будет кино? Какой смысл в фильме с бессмысленно бегающими мужиками? Вот именно — никакого».