Среди основополагающих кинематографических франшиз «Планета обезьян» стоит особняком. Мало того что серия лент, первая из которых вышла в 1968 году, всегда была оригинальной и новаторской не только в сюжетном, но и в техническом плане, у этих картин был серьезный социальный и политический подтекст. События, показанные в картинах, затрагивают вопросы расовой сегрегации и равноправия женщин, страхи холодной войны и ужас перед атомным оружием, да и общечеловеческие ценности стороной не обойдены – дружба, преданность, ответственность и справедливость здесь демонстрируются пышным образом. Мировая культура не просто впитала обезьян, полет в таинственный мир приматов породил массу ответвлений: сериал, мультсериал, серия видеоигр, коллекция игрушек, тома книг, пачки комиксов и даже, вы не поверите, линия одежды. Но главными во всей этой красоте остаются восемь фильмов – пять лент оригинальной серии, ремейк и современный приквел-перезапуск. Накануне выхода очередной картины самое время вспомнить историю и дать ей объективную оценку.
Завоевание планеты обезьян (1972) / Conquest of the Planet of the Apes
Режиссер: Дж. Ли Томпсон
В ролях: Родди МакДауэлл, Дон Мюррей, Натали Транди, Хэри Роудс, Северн Дарден
В случае с «Планетами обезьян» сложнее всего выбрать фильм, который однозначно уступал бы другим и справедливо занял бы последнее место. Только в силу второстепенных причин замыкать восьмерку поставлена четвертая картина серии – «Завоевание планеты обезьян» режиссера Джея Ли Томпсона. Лента является прямым продолжением «Побега», к которому мы еще придем, и это является для «Завоевания» тяжелым бременем, создатели явно не выдерживают авторитета старшего брата. Во-первых, новые герои фактически повторяют предыдущих настолько, что Родди МакДауэлл сыграл Цезаря едва ли не в том же самом гриме, в каком играл Корнелиуса год назад. Во-вторых, сценаристы не нашлись с каким-то собственным сюжетом и неумело продолжили уже начатую линию с ненавистью к разумным обезьянам, просто подкрутив градус истерии. Наконец, «Завоеванию» явно не хватило бюджета – маски обезьян отталкивают зрителя, а декорации вопиют о бедности фантазии художников. Между тем вполне очевидный расовый подтекст «Завоевания» в данном фильме проявляется наиболее выпукло – лента вдохновлена волнениями и беспорядками цветного населения Америки. Не повезло фильму и с концовкой – жестокий финал не устроил продюсеров, и режиссеру буквально на коленке пришлось монтировать «хеппи-энд» накануне премьеры.
Планета Обезьян (2001) / Planet of the Apes
боевик / приключения / триллер / фантастика
Режиссер: Тим Бёртон
В ролях: Марк Уолберг, Тим Рот, Хелена Бонем Картер, Майкл Кларк Дункан, Пол Джаматти
Ремейк Тима Бертона принято ругать, но вины режиссера в том, что новый полет на планету обезьян получился неудачным, немного – «Планета – 2001» была обречена с самого начала. Стоит вспомнить, что первые мысли о возобновлении франшизы у Fox возникли еще в 1980-х, но к какому-то решению о новой концепции студийные боссы подошли только в 1999 году. За это время из проекта оказались полностью выхолощены любые расовые и сегрегационные мотивы, сюжет стал рассказывать только о борьбе за справедливость и свободу. Не сработала, увы, режиссерская ставка на Марка Уолберга – в то время этот актер еще не успел набрать опыта, а потому не сумел раскрыть образ астронавта, заброшенного на планету обезьян. Зато крайне хорош в образе яростного Тэйда Тим Рот, более пугающей обезьяны во франшизе не было ни до, ни после. Грим в фильме Бертона вообще выше всяких похвал – обезьяны впервые получили возможность выражать свои эмоции мимикой, этим состав гримеров и художников вполне может гордиться. Увы, но визуальная составляющая слабо помогает в борьбе с пустотой сценария и не слишком продуманными диалогами – фильм не слишком удачно выступил в прокате и запланированного продолжения не получил.