Сколько фильмов нужно снять, чтобы войти в историю, обрести армию фанатов и почитателей и удовлетворить собственные амбиции? Кто-то бежит за этими целями всю жизнь, штампуя картины по паре штук в год, кто-то создает десяток полотен, в которых зрители теряются, как в лабиринтах, кто-то хлестко бьет пятью-семью шедеврами, которые потом долгие годы мусолят критики, а кому-то все удается с трех точных выстрелов. Режиссер Тоуб Хупер всем все доказал одной лентой – «Техасской резней бензопилой». Здесь вам и новое слово в жанре, и вдохновляющая многие поколения работа, и мастерское исполнение на фоне скудного бюджета и тысяч препон – такие картины появляются редко и ценятся высоко. Но не одним Кожаным лицом одарил нас ушедший из жизни совсем недавно Хупер, в его фильмографии достаточно картин, которыми мог бы гордиться любой режиссер. Но оставим за скобками «Резню» и жестко контролируемый Стивеном Спилбергом «Полтергейст» и обратим взор на те фильмы Хупера, которые, возможно, не так известны и популярны, но тоже по-своему хороши. К черту очевидное – только в походе против течения намывается настоящее золото.
Ночные ужасы Тоуба Хупера (1993) / Tobe Hooper's Living Nightmare
Режиссер: Тоуб Хупер
В ролях: Роберт Инглунд, Зои Триллинг, Алона Кимхи, Джулиано Мер-Камис, Чандра Уэст
Мастера ужасов редко меняют жанр, а если и переключаются на что-то иное, то обычно не слишком удачно. Хупер, прекрасно чувствовавший себя в хорроре, не пытался выйти за пределы очерченного круга, но легко вплетал в свои истории нечто не слишком подходящее «страшилкам», чем снова и снова перекраивал законы жанра – так, в его «Ночных ужасах» кровавые сцены убийств сочетаются с исторической драмой и эротическим триллером. Причем автор, ни секунды не смущаясь, ловко начиняет свою картину отсылками и намеками на классику – от «Ужасов» за версту «разит» итальянским джалло, главная роль отведена «заслуженному Крюгеру Голливуда» Роберту Инглунду, а из колонок струится мелодия из «Пятницы, 13-е».
Но слагаемые эти дают необычную сумму – фильм ужасов Хупера полон эротизма и утонченного манипулирования сознанием, ведь здесь переплетаются страны и эпохи. В эпоху видео и DVD ужастики и эротика обычно располагались в магазине на дальней высокой полке – так вот «Ночными ужасами» зритель мог удовлетворить обе потребности по цене одной, любовная сцена здесь выразительная и запоминающаяся. Некоторым, впрочем, кажется, что лента несет какой-то комический заряд, но считайте это «эффектом де Сада» – пока вы находитесь в стороне, он может смешить, но лишь стоит ему навести на вас свое мертвенный взгляд, как смех застревает в горле.
Съеденные заживо (1976) / Eaten Alive
Режиссер: Тоуб Хупер
В ролях: Невилл Брэнд, Мел Феррер, Кэролин Джоунс, Мэрилин Бернс, Уильям Финли
«Съеденные заживо», или, как стыдливо пытались именовать этот фильм, «Смертельная ловушка», – следующая за «Техасской резней бензопилой» картина Хупера. Именно «Съеденным» нужно было показать, случайным был взлет Кожаного Лица или перед нами новый гений хоррора. Те, кому было нужно, ответы получили, пусть даже и противоположные. Да, новая лента заметно уступала «Резне», больше того, было заметно невооруженным глазом, что диалоги даются автору труднее, чем полосование по экрану огромной косой. Зато на ее фоне «Бензопила» звучала еще пронзительнее.
Но «Съеденные заживо» при этом никак не заслуживают забвения. Прежде всего, фильм блестяще сыгран – Нэвилл Брэнд в роли маньяка Джада необычайно хорош. Во-вторых, это какой-никакой, а слепок истории – сюжет фильма о владельце мотеля, скармливающем постояльцев крокодилу в пруду на заднем дворе, подсказан жизнью. Наконец, это напряженный слэшер, ровно такой, каким и должен быть концентрированный жанровый фильм, – недаром многие поклонники хорроров относят его к числу лучших лент своего времени. Конечно, 99 из 100 зрителей при сравнении «Техасской резни» и «Съеденных» предпочтение отдадут первой, но это только потому, что мастер не стал повторяться и сделал разные фильмы, хотя мог и дальше наживаться на славе.