В 1985 году в советскую орбитальную станцию «Салют-7» попадает метеорит. В результате аварии на станции отключается электропитание, и ЦУП теряет связь с «Салютом», летящим в беспилотном режиме. Что еще хуже, станция начинает неуправляемо вращаться, и она сходит со стабильной орбиты. Чтобы спасти «Салют» и честь советской космонавтики, на станцию отправляют двух лучших космонавтов – командира-пилота Владимира Федорова (Владимир Вдовиченков) и инженера Виктора Алехина (Павел Деревянко). Только они могут пристыковаться к крутящейся станции и попытаться ее починить. Когда космонавты прибывают на «Салют», они обнаруживают, что электроника покрыта льдом, который после разморозки превратится в воду и сожжет станцию короткими замыканиями.
Режиссер: Клим Шипенко
В ролях: Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Александр Самойленко, Виталий Хаев, Оксана Фандера
В полном соответствии с голливудской традицией снимать сразу два блокбастера на одну и ту же тему российские кинематографисты в этом году подготовили две ленты о нештатных ситуациях на орбите. Весной мы посмотрели «Время первых», где рассказывалось о первом выходе человека в космос и об аварии на борту «Восхода-2», а сейчас пришло время «Салюта-7», который тоже вдохновлен реальным космическим ЧП, которое случилось через 20 лет после полета Леонова и Беляева.
В отличие от «Времени первых», герои «Салюта-7» носят частично вымышленные имена (реально станцию спасали Владимир Джанибеков и Виктор Савиных), что отражает частичную вымышленность сюжета и самых космонавтов. Так, если у экранных Владимира и Виктора маленький ребенок и беременная жена, то у реальных напарников были дочери-старшеклассницы, почти ровесницы.
Картина более-менее следует фактам вплоть до окончания ремонта проводки, после чего начинает громоздить аварии и нагнетать страсти. В реальной жизни ремонт прошел без сучка и задоринки, и проявлять героизм в киношном смысле слова никому не пришлось. Так что это не подлинная история «Салюта-7», а фильм-катастрофа, который использует события 1985 года как отправную точку для придуманного драматизма.На наш вкус, было бы корректнее дать станции вымышленное название, дабы подчеркнуть, что это не байопик. Но мы понимаем, что с коммерческой точки зрения название «Салют-7» лучше, что нашему кино очень трудно быть скрупулезно честным со зрителями. Кроме того, «Салют-7» представляет наших космонавтов большими героями, чем они показали себя в реальности, и это куда лучше, чем преуменьшать реальные подвиги, как это порой случается в нашем кино. Также мы не сомневаемся, что Джанибеков и Савиных не ударили бы в грязь лицом, если бы попали в ту же критическую ситуацию, в какой оказываются их экранные тезки.
Как и «Время первых», «Салют-7» начинается на Земле (если не считать вступительной сцены на станции), но его пролог заметно короче, чем в фильме Дмитрия Киселева. Режиссеру Климу Шипенко не терпится перенестись в космос, и он совершенно прав. Зачем в жанровом кино тянуть резину? Представили персонажей, показали их дружбу и любовь к работе, парой штрихов наметили семейную жизнь, обрисовали задачу, которую парни должны решить, напомнили о космическом соперничестве с США… И вперед, в невесомость.
Дальше события развиваются в космосе, и фильм ненадолго возвращается на Землю лишь для того, чтобы отобразить переживающий ЦУП, волнующихся жен и смурных генералов, которым не терпится «бахнуть» (станцию предлагали взорвать). В то время как в голливудском «Аполлоне-13» астронавты и ЦУП вместе придумывают, как спасти корабль, в «Салюте-7» Земля мало чем может помочь, и космонавты сами решают, что им делать. Порой они нарушают прямые приказы, что в контексте фильма вполне оправданно. Субординация субординацией, но никто не знает «Салют-7» лучше Владимира и Виктора, и им виднее, как наладить «космическую морозилку».
Любое пафосное кино о космонавтах должно одновременно воспевать героев и очеловечивать их – придавать им простительные недостатки и эксцентричные черточки, дабы персонажи не казались безупречными божествами, далеко ушедшими от простых смертных. Шипенко удачно справляется с обеими задачами. Федоров и Алехин не безупречны – первый слишком нагл и самонадеян, а второй порой кажется комичным слабаком на фоне более решительного и статного товарища. Но когда сюжет испытывает их на прочность, оба оказываются отличными специалистами, надежными друзьями и не сдающимися героями. Практически супергероями.
Правда, это супергерои советско-российского извода. Они носят шапочки с помпонами (подлинная деталь), могут в минуты отдыха накатить коньяку (тоже подлинная деталь – на «Салюте» был алкоголь) и решают проблемы, которые отчасти сами же и создали. При этом окончательный ремонт они проводят истинно по-русски – здоровенной кувалдой. В сущности, они – дальняя родня русского космонавта Льва из «Армагеддона». Но, конечно, показаны они с куда большей симпатией и с куда большим уважением. Хотите более стильного героизма? Извините, не завезли.
К чему можно придраться в «Салюте-7»? Во-первых, к внешности Александра Самойленко, который слишком уж замызган для руководителя полета и бывшего космонавта (прототип его персонажа – Валерий Рюмин). Во-вторых, к тому, что лента слишком уж эмоционально давит при изображении героических моментов, и это делает ее по-советски пафосной и наивной. Жанр «Салюта-7» такой подход допускает, но можно было бы найти менее топорные решения.
Чего жанр не допускает, так это слабых спецэффектов, а с эффектами у фильма все в полнейшем порядке. Операторы, каскадеры, художники, конечно, ведущие актеры убедительнейше переносят зрителей в космос, где в невесомости верх не отличается от низа, а вода не растекается по полу, а собирается в летающие капли.
В целом постановочно «Салют-7» не слабее «Времени первых», а художественно он лишь немногим менее глубок – за счет того, что его персонажи попроще, а сюжет преимущественно вымышлен, и в нем меньше политических обертонов. Так что если вам понравилось космическое приключение Хабенского и Миронова, то вам, вероятно, понравятся и звездные похождения Вдовиченкова и Деревянко. Космос зовет!
Оценка 8/10.