Голосу закадрового рассказчика принято доверять. Кому бы ни принадлежал этот голос, он служит для зрителя незаменимым поводырем: описывает персонажей, дает важные подсказки и вообще помогает разобраться с тем, что происходит в кадре. Но встречаются и такие рассказчики, слова которых надо делить надвое. Одни лгут зрителю сознательно, другие просто ошибаются, владея неполной информацией или неверно интерпретируя факты. Доверять таким фантазерам небезопасно – ведь если они обманули однажды, где гарантия, что все остальное тоже правда? Мы вспомнили дюжину самых «ненадежных рассказчиков» последних лет. Осторожно, спойлеры!
Бойцовский клуб (1999) / Fight Club
Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер, Мит Лоаф, Зак Гренье
После того как взрыв газа уничтожает квартиру главного героя – «белого воротничка», страдающего бессонницей и депрессиями, тот за неимением других вариантов поселяется у своего случайного знакомого Тайлера Дердена. Тайлер втягивает своего нового соседа в создание тайного «бойцовского клуба» – законспирированной организации, члены которой поначалу развлекаются, ломая друг другу лица, но затем, задавшись целью уничтожить общество потребления, переходят к уличному насилию, вандализму и терроризму. Устав от подрывной деятельности Дердена и решив с ней бороться, рассказчик вдруг понимает (спойлер!), что на деле Тайлер совсем не тот, мягко говоря, за кого себя выдает. Это новое знание повергает героя в совершенный шок.
Большую часть фильма рассказчик скрывает от зрителя истинное положение вещей, поскольку и сам не понимает, что вообще происходит.
Зритель вынужден верить его галлюцинациям, принимая их за чистую монету. Но давайте начистоту: узнай мы сразу, кто такой на самом деле Дерден, разве «Бойцовский клуб» смог бы завоевать столь широкую зрительскую любовь и титул одной из самых влиятельных лент столетия? Вряд ли…Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Гай Пирс, Кэрри-Энн Мосс, Джо Пантолиано, Марк Бун Джуниор, Расс Фега
Леонард Шелби – страховой агент, ищущий насильника и убийцу своей жены, чтобы отомстить ему. Беда Шелби состоит в том, что после черепно-мозговой травмы он страдает нарушениями памяти и вынужден постоянно оставлять самому себе записки, делать полароидные фото, даже татуировать наиболее важные подсказки на собственной коже. Леонард не может доверять ни собственным воспоминаниям, ни людям, которые вроде бы помогают ему вести расследование, поскольку они могут пользоваться ситуацией и просто водить его за нос.
По словам режиссера Кристофера Нолана, он хотел заставить зрителя прочувствовать, что это такое – страдать антероградной амнезией и забывать любое событие за 15 минут. С этой задачей он справился на ура: сюжет ленты запутан настолько, что понять, что на самом деле случилось с Леонардом, многим зрителям удается, лишь посмотрев «Помни» дважды.