Жизнь Витьки Чеснокова по кличке Чеснок увлекательной не назовешь: днем он ишачит на разъеденном ржавчиной заводе по переработке мусора, вечером пьет дешевое пойло в местном кабаке, выискивая возможность подраться, а потом топает отсыпаться в тесную квартирку тещи, где он живет с нелюбимой женой и нежеланным сыном. В попытке разорвать порочный круг Чеснок даже пытается взять кредит на отдельное жилье, но получает отказ, который его еще сильнее злит. Злоба эта выливается на внезапно вернувшегося в город отца Витьки, обездвиженного травмой прожженного уголовника Леху Штыря. Штырь бросил сына мелким пацаном, и теперь Витька готов отплатить отцу тем же – собрав нехитрый отцовский скарб в сумку, Чеснок везет Леху в дом инвалидов, где тому суждено доживать последние дни. Путь предстоит неблизкий, а иного занятия, кроме как узнать друг друга поближе, у попутчиков нет…
Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов (2017)
Режиссер: Александр Хант
В ролях: Алексей Серебряков, Евгений Ткачук, Ольга Лапшина, Алина Насибуллина, Георгий Кудренко
По непонятным иностранцам причинам в России отчего-то принято прошлым гордиться больше, чем настоящим. Нам важна бескрайняя территория, завоеванная столетия назад Ермаком и казаками, хотя сейчас сложно передвигаться между соседними деревнями, что уж говорить о маршруте Калининград – Владивосток. Мы ставим в пример всему миру подвиг Гагарина, но сегодня отчаянно проигрываем схватку за коммерческий космос. Даже День Победы, выстраданный кровью десятков миллионов жертв, выродился в схематические наклейки «Можем повторить», но можем ли?
Вот и в кино у нас принято рассказывать о том, какими великими и многогранными были 60-е и 70-е годы прошлого века, как народ толпами валил в кинотеатры, как до сих пор советские картины собирают огромную аудиторию у телевизоров, какие монументальные вещи снимают наши корифеи, от Шахназарова и Михалкова до Лунгина и Чухрая. Тем временем в настоящее, а тем более будущее мы смотрим с опаской, но ведь именно там сегодня куется тот кадровый резерв, что сметет, согласно словам рокера, нас с лица земли. Большинство критиков и зрителей «прозевали» дебютные работы Звягинцева, Хлебникова, Серебренникова, а именно они и их молодые коллеги сейчас формируют культурную повестку страны. Хотя бы только по этой причине стоит обратить внимание на полнометражный дебют Александра Ханта с длинным названием «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», возможно, через несколько лет мы поставим имя этого постановщика в один ряд с великими.
Правда, пока это только авансы – «Витька Чеснок» хоть и крепкое кино, знающее свое место и точно таргетированное, но отнюдь не шедевр. Хотя ждать самых вершин от дебюта и не стоит, понятно же, что молодой автор, получив в свое распоряжение блестящий актерский ансамбль, технику и бюджет, захочет реализовать все, о чем мечтает, порой даже в ущерб истории или местами несколько пережимая ее плавное течение. В фильме Ханта это выражается прежде всего в увлечении непривычными ракурсами и заигрывании стилями, которые время от времени превалируют над смыслами. Тот самый случай, когда слово «как» в названии фильма интерпретируется буквально – концентрация на выхлопной трубе, ключах зажигания или скудном убранстве авто часто превалирует над диалогами или игрой актеров. То же касается и вычурных операторских кульбитов в квартирах и помещениях – каждый раз зрителя просят смотреть через лупу на вещи и людей, которые этого совершенно не требуют.
Объясняется это просто – авторы фильма погружаются в специфическую атмосферу депрессивного региона, населенного такими «штырями» и «чесноками» на всех уровнях, тут приходится расставить акценты и показать, что привело к упадку, есть ли из нравственной пропасти выход, что может изменить сложившийся коллапс. Но и здесь автор в большей степени увлекается демонстрацией поверхностного, а внутреннему всегда чего-то не хватает – каждая сцена, каждый эпизод словно чуть не доработаны, не дожаты, катарсис так и не приходит. В какой-то мере оправдать это можно игрой в жанр роад-муви – герои едут по стране, встречают разных людей, к которым относятся по-разному, и конца этой «дороге жизни» нет, но это слабая «отмазка», тем более что о финальной точке пути догадаться несложно, как бы Хант ни пытался ее спрятать.
И все же Александра можно и нужно похвалить. Во-первых, за отвагу – снимать кино, которое наверняка многие посчитают очередной «чернухой», непросто, этим можно запросто настроить публику против себя. Во-вторых, за умелую работу с актерами – ни на секунду нет ни малейшего сомнения в том, что Чеснок и Штырь родственники, настолько Евгений Ткачук точно копирует мимику и повадки Алексея Серебрякова, хороши в своих коротких ролях артисты второго плана, каждый добавляет в общую атмосферу пусть небольшую, но яркую каплю краски. В-третьих, за тягу к экспериментам – от «Витьки Чеснока» веет авантюризмом первых фильмов Гая Ричи, Дэнни Бойла или Квентина Тарантино с их колоритными героями и «жирными» злодеями. Для первого блина фильм получился просто местами толстым и неровным, но никак не комом.
Персонажи Серебрякова и Ткачука в фильме не ищут ответа на вопрос, вскользь прозвучавший в одном из эпизодов ленты: «Кто ты по жизни?» С ними давно все понятно, акценты расставлены, все перемены вымышлены и случайны. А вот для режиссера самоидентификация оказалась очень важна, и презентация критикам и зрителям может считаться успешной – «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» стал многообещающим стартом, обратившим на автора внимание. Будем ждать, куда эта дорога выведет, ведь героев и режиссера мы буквально оставляем на перекрестке.
Оценка 7/10.