Сколько бы внимания ни уделялось «Оскару» и его лауреатам, премия эта остается всего лишь оценкой единичных творческих проявлений в огромном мире кино, зачастую не подчиняющейся логическому обоснованию. Премия эта ни в коем случае не дает преимущество в будущем и никак не страхует получивших ее героев от ошибок и даже провалов в будущем. Причем правило это одинаково справедливо и к выскочкам, раз в жизни номинированным или отмеченным статуэткой, и к мастерам, награжденным неоднократно. Дэмиену Шазеллу впору забеспокоиться – его отметили главной режиссерской наградой уже за третий полнометражный фильм, и тем сложнее будет продолжать на столь же высоком уровне. Мы вспомнили несколько примеров того, как величайшие в истории кино постановщики после получения «Оскара» выдавали картины, далекие от совершенства. И «Оскаром» эти провалы не прикрыть.
Почтальон (1997) / The Postman
боевик / драма / приключения / фантастика
Режиссер: Кевин Костнер
В ролях: Кевин Костнер, Уилл Пэттон, Ларенц Тэйт, Оливия Уильямс, Джеймс Руссо
Кевин Костнер
Один из шести постановщиков, получивших режиссерский «Оскар» за свою дебютную картину, Кевин Костнер и его «Танцующий с волками» навсегда будут вписаны в золотые скрижали истории кино, но и история провалов этого актера и режиссера заслуживает отдельной статьи в энциклопедии киношных глупостей – после своего триумфа он стремительно покатился вниз. Самой главной проблемой для Костнера-режиссера стало патологическое нежелание сокращать свои фильмы, придавать им законченную форму и четкое очертание. Что «Водный мир», где Костнер режиссировал из тени, что «Почтальон» растеклись мыслью по древу – их хронометраж угнетает, расхлябанность заставляет зевать, спущенные в мусор бюджеты ужасают. И это одновременно с кэмероновским «Титаником»! Костнеру стоило отдать свой «Оскар» обратно.
биографический / боевик / война / драма / исторический / мелодрама / приключения
Режиссер: Оливер Стоун
В ролях: Колин Фаррелл, Анджелина Джоли, Вэл Килмер, Джаред Лето, Энтони Хопкинс
Оливер Стоун
Отмеченный режиссерскими «Оскарами» за «Взвод» и «Рожденного четвертого июля» Оливер Стоун всегда был политизированным постановщиком. Это не хорошо и не плохо, просто уместно это не всегда, не в каждом проекте. Когда Стоун говорит со зрителем через «Уолл-стрит», «Выстрелы в Далласе» или «Прирожденных убийц», понятно, что эти картины должны быть пронесены через определенное мировоззрение, но «натягивать» сову современного мироустройства на глобус истории Древнего мира – это перебор. «Александр» получился скучным и невнятным не потому, что в нем мало эпических битв, обнаженной Анджелины Джоли или Джареда Лето, фильм безумно тускл и безжизнен. Порой создается впечатление, что вы смотрите даже не документалку, а скучную лекцию со слайдами вместо кино – настолько фильм однообразен и уныл. Даже тот факт, что Стоун перемонтировал «Александра» четырежды, говорит о многом – режиссер и сам не знал, чего хочет. Лучше бы бросил его на препродакшене, чем плестись в хвосте «Трои», энергичной и удалой.