Мировое кино подарило нам множество ярких и незабываемых фильмов, на которых мы выросли. В этой рубрике мы вспоминаем знаменитые картины прошлых лет и рассказываем о них все, что вы только хотели узнать.
Рождество и Новый год – трудное время для тех, у кого нет родных и друзей. Еще хуже тем одиночкам, кто на праздники рискует жизнью, сражаясь со злодеями.
Но на то и супергерои, чтобы делать то, что для других непосильно. Двадцать пять лет назад режиссер Тим Бертон вернул Бэтмена на экран, чтобы тот на Новый год спас свой родной Готэм от зловещего Пингвина. Второй фильм постановщика о супермене-миллиардере стал одним из лучших сиквелов в истории жанра. Он назывался «Бэтмен возвращается».В наши дни трудно представить себе, что комиксный блокбастер о легендарном герое снимается без расчета на выпуск продолжения. Но когда этот жанр только зарождался, никто не мог быть уверен, что публика примет экспериментальную ленту и захочет добавки.
Правда, авторы самого первого супергеройского блокбастера «Супермен» так сильно верили в свое детище, что сразу снимали две картины. Но они были исключением из правила. Когда десять лет спустя Тим Бертон и студия Warner работали над «Бэтменом», они думали лишь о том, как снять хорошее кино, а не о том, как его продолжить. Слишком уж сомнительная репутация в то время была у экранного Бэтмена, и она вполне могла помешать новой картине, хотя та не имела ничего общего с предшествующими постановками.
Лишь к концу работы над проектом студия окончательно уверовала в будущий успех и задумалась о сиквеле. Чтобы снимать его было проще и дешевле, Warner оплатила аккуратный демонтаж декораций и их помещение на хранение. Предполагалось, что Бертон займется продолжением, как только первый «Бэтмен» выйдет в прокат и докажет, что студия не зря потратила на него 35 миллионов долларов (весьма солидные средства для конца 1980-х).
«Бэтмен» в самом деле отлично заработал. Он собрал 411 миллионов долларов, десятикратно окупив расходы и надолго став самым успешным блокбастером по мотивам вселенной DC Comics. Однако Бертон не горел желанием снимать сиквел. Он вообще не любил продолжения, и создавать их ему было неинтересно. Поэтому вместо нового «Бэтмена» режиссер занялся «Эдвардом Руки-ножницы», который к тому времени активно разрабатывался на студии Fox.
Warner хотела и дальше работать с Бертоном, но съемки сиквела «Бэтмена» были важнее, чем амбиции и капризы одного творца. Поэтому проект был запущен без режиссера. Писать новый сценарий был приглашен Сэм Хэмм, основной автор первого «Бэтмена». Чтобы сделать вторую картину размашистей, чем ее предшественница, сценарист предложил ввести в сюжет сразу двух популярных злодеев комиксной эпопеи – гангстера-франта по кличке Пингвин и сексапильную воровку по кличке Женщина-кошка. Как и Джокер из первого фильма, эти персонажи появились в комиксах о Бэтмене вскоре после начала их публикации. Их долголетие свидетельствовало о том, что они достаточно хорошо придуманы, чтобы покорить кинозрителей.
Стоит заметить, что Женщина-кошка с самого начала была придумана как двойственная злодейка – одновременно преступная и притягательная для Бэтмена. Сценарист комикса Боб Кейн назвал героиню «Женщиной-кошкой», поскольку в природе кошки охотятся на мышей, а bat из Batman – это «летучая мышь». Вообще, Кейн отождествлял женщин с кошками, что в его устах не было комплиментом. Как и большинство американцев, он предпочитал собак.
Студия согласилась, что сиквел нужно строить вокруг Пингвина и Женщины-кошки, но другие идеи из сценария Хэмма не были одобрены. Тем временем Бертон завершил «Эдварда Руки-ножницы», и Warner воспользовалась этим, чтобы уговорить постановщика вернуться в проект. Бертону пообещали почти полную творческую власть над лентой (конечно, в рамках бюджета и определенных жанровых параметров), и режиссер счел, что не изменит своим принципам, если снимет ленту не как продолжение и не как копию предыдущей, а как новое кино о Бэтмене, которое лучше передаст его творческий стиль и его видение мира комиксов.
Бертону так не понравился сценарий Хэмма, в котором Пингвин и Женщина-кошка искали тайный клад, что он отказался от услуг сценариста и нашел нового автора. Дэниел Уотерс прославился, когда сочинил «черную» школьную комедию «Смертельное влечение». Бертон увидел в Уотерсе родственную душу (у них обоих в школьные годы были мрачные фантазии по поводу раздражающих одноклассников), и режиссер привлек сценариста к работе над сиквелом «Бэтмена», который сперва был назван «Бэтмен 2», а затем «Бэтмен возвращается».