Большинство просмотренных фильмов зрители забывают уже через месяц после просмотра, чтобы запомниться на больший срок, авторам картин приходится идти на смелые эксперименты, обыгрывать неожиданные сюжетные ходы, искать новых персонажей или способы поразить зрителя спецэффектами. Лишь единицам удается стать системообразующими картинами, которые потом задают тон сотням последователей, но далеко не всегда эти фильмы и приемы, в них использованные, действительно являются новаторскими. Порой кое-кому просто везет больше, чем их конкурентам или предшественникам. Сегодня мы хотим разоблачить несколько ошибок, связанных с присвоением некоторым фильмам статуса «инновационного». Все было придумано гораздо раньше, нежели принято считать…
У «Ночи живых мертвецов» были «прототипы»
Джордж Ромеро, автор культовой «Ночи живых мертвецов», никогда не скрывал, что вдохновением для его картины послужил роман Ричарда Мэтисона «Я – легенда», тот самый, в одноименной экранизации которого уже в новом веке сыграл Уилл Смит. Но фильм Фрэнсиса Лоуренса – далеко не первая экранизация романа, зачинщиком в 1964 году выступили Убальдо Рагона и Сидни Салков, снявшие постапокалиптический хоррор с Винсентом Прайсом в главной роли. Вряд ли Ромеро напрямую воровал идеи из «Последнего человека на Земле», но слишком уж похожими выглядят некоторые сцены, например, осада дома, где за заколоченными окнами прячется единственный выживший, или прорыв через океан мертвяков в попытке найти безопасное место. Четыре года спустя эти сюжетные ходы станут основой успеха «Ночи живых мертвецов», а «Последний человек» останется в памяти лишь у горстки фанатов фантастики да поклонников блистательного Прайса.
«Хэллоуин» – не первый «праздничный» хоррор
С момента выхода в прокат «Хэллоуина» Джона Карпентера в 1978 году принято отсчитывать волну нового интереса к хоррорам, которая несколько спала после предыдущего бума, вызванного всплеском творчества студии Hammer. Больше того, «Хэллоуин» запустил цепочку франшиз фильмов ужасов, опирающихся на какие-то праздники или круглые даты: все «Пятницы, 13-е», «Мой кровавый Валентин» и «День смеха» отталкиваются от основ, заложенных Карпентером. Но сам «Хэллоуин» отнюдь не первым попробовал превратить праздник в адскую мясорубку – за четыре года до его премьеры свет увидел хоррор «Черное Рождество» режиссера Боба Кларка. Рассказывающий о студентах общежития и маньяке фильм предвосхитил многие режиссерские и операторские приемы, авторство которых приписывают Карпентеру, например, в «Черном Рождестве» тоже орудует таинственный незнакомец, а некоторые из сцен убийств зритель видит с точки зрения злодея – все это скоро станет эталоном жанра. Забавно, что и ремейк «Черного Рождества» вышел раньше ремейка «Хэллоуина», но и со второй попытки настоящий новатор остался в тени.