Мировое кино подарило нам множество ярких и незабываемых фильмов, на которых мы выросли. В этой рубрике мы вспоминаем знаменитые картины прошлых лет и рассказываем о них все, что вы только хотели узнать.
Убийцу можно уличить, осудить и заключить в тюрьму, однако его жертву это не оживит. Но что если власти научатся предвидеть будущее и наказывать за еще не совершенные преступления?
Этот интригующий вопрос лег в основу одной из лучших фантастических картин XXI века. Вышедшая в 2002 году и поставленная Стивеном Спилбергом по рассказу Филипа Дика, она называлась «Особое мнение».Жизнь американского фантаста Филипа Дика никогда не была легкой. Скончавшись в 1982 году, Дик не дожил до того времени, когда его книги благодаря голливудским экранизациям стали приносить большие доходы. Но если ближе к концу жизни писателю просто было трудно, то в начале профессиональной карьеры, в 1950-х, он жил буквально впроголодь и жаловался, что не может даже заплатить библиотечный штраф за вовремя не возвращенную книгу.
Тем не менее в то время были написаны некоторые из лучших произведений Дика, которые были в полной мере оценены лишь годы и даже десятилетия спустя. Была среди них и повесть «Особое мнение», впервые опубликованная в 1956-м в журнале научной фантастики Fantastic Universe и год спустя изданная в сборнике «Человеческий фактор» (The Variable Man) с четырьмя другими короткими вещами. Это был первый сборник Дика в США. Ранее он издал сборник рассказов в Британии.
Подобно многим произведениям писателя, «Особое мнение» было увлекательным повествованием и интересным рассуждением о будущей эволюции государства, общества и морали. В мире «Мнения» ученые выясняли, что некоторые умственно отсталые люди-мутанты обладают способностью видеть будущее. Эти видения считывались и отправлялись на компьютерный анализ, что позволяло выявлять будущие преступления и предотвращать их, арестовывая «допреступников».
Ко времени действия повести система работала уже три десятилетия, и глава Отдела предотвращения преступлений Джон Андертон очень гордился тем, что смог свести убийства почти к нулю. Но когда компьютер определял, что сам Андертон в скором времени убьет некоего Леопольда Каплана, если его не удастся остановить, чиновник не сдавался правосудию. Вместо этого он подавался в бега и пытался выяснить, почему он должен убить человека, с которым никогда не встречался. Что это – предначертанная судьба или чья-то махинация, направленная против Джона и отдела?
Главной темой «Особого мнения» была свобода воли. Если можно предсказать еще не запланированное и даже не задуманное преступление, то получается, что свободы воли нет – действия людей предопределены. Но если человек имеет доступ к предсказаниям и меняет свое поведение в соответствии с ними, как это делает Андертон, то свобода воли все же есть. Или нет? Или есть? Это одна из тех головоломок, которыми полны произведения Дика. Все они дают обильную пищу для ума.
Когда два десятилетия спустя, в 1970-х, Голливуд заинтересовался произведениями Дика, режиссеров и сценаристов увлекали сравнительно поздние вещи. Например, так и не экранизированный роман «Убик» 1969 года или роман 1968 года «Мечтают ли андроиды об электроовцах», который режиссер Ридли Скотт превратил в классическую ленту «Бегущий по лезвию». Поздним произведением был и рассказ 1966 года «Мы вам все припомним», из которого режиссер Пол Верховен сделал фантастический триллер «Вспомнить все». После этой популярной картины 1990 года Диком занялись вплотную, и дело дошло до его ранних рассказов.
Пионером в голливудском освоении раннего Дика надеялся стать сценарист «Большого переполоха в маленьком Китае» и «Вспомнить все» Гэри Голдман. В 1992 году он благодаря младшему коллеге Роберту Гёталсу обратил внимание на «Особое мнение» и решил, что экранизация повести может стать его режиссерcким дебютом. Сценарист полагал, что «Особое мнение» удастся снять за скромные деньги, и он надеялся, что сможет эти средства раздобыть. Поэтому он оформил экранизаторский опцион на «Мнение» (то есть заплатил за эксклюзивное право купить права на экранизацию в том случае, если проект сложится) и попросил о помощи Верховена.