Фонд кино запланировал распределить миллиард рублей на открытие кинотеатров в городах с населением менее полумиллиона человек. Пресс-конференция по этому случаю слабо заинтересовала колоссов индустрии, журналистов и зрителей, ведь при всей щедрости государственного субсидирования (на переоборудование каждого кинозала можно получить до пяти миллионов рублей) «палками в колеса» могут оказаться особые условия для обновленных или вновь построенных при государственной поддержке кинотеатров – от них требуется демонстрация отечественных картин в объемах не менее 50% киносеансов в квартал. Как мы уже не раз выясняли, требование это весьма трудновыполнимо, ведь российских картин в прокат выходит втрое меньше, чем зарубежных, российские премьеры подвержены сезонности, а число «фильмов-событий» в нашем кинематографе за год можно пересчитать по пальцам рук. Так стоит ли овчинка выделки? Нужны ли нам новые кинотеатры, которые будут к тому же заточены под российское кино? А может быть, стоит заняться правильным распределением сеансов в тех залах, что уже работают в настоящий момент? Попытались разобраться с вопросом и сравнить ситуацию с положением кинопроката в других странах.
Прежде всего, стоит задаться вопросами, а сколько же кинотеатров сегодня работает в России и каким числом кинозалов располагает отечественный зритель? По прошлогодним статистическим данным, в нашей стране работает свыше 1200 кинотеатров с 4000 залов, однако вне контекста эти цифры ничего не говорят, поэтому их следует пояснить. И первое, что стоит отметить, это замедление роста числа новых кинотеатров в стране – в 2015-2016 годах темпы роста числа залов впервые существенно снизились и вернулись к объемам 2001 года, когда кинотеатральный бум лишь зарождался. Второе важное уточнение – львиная доля подсчитанных кинозалов приходится на города с и без того высокой плотностью культурных объектов, то есть в основном кинотеатры открывались в Москве, Санкт-Петербурге, столицах регионов и областных центрах. Отсюда и замедление роста – рынок насытился там, где он и без того был разнообразным, но не пришел на периферию. С этой точки зрения стремление государства увеличить число кинотеатров, открывая кинозалы в небольших городах, выглядит логично, но и здесь все не так просто.
Прежде чем строить и открывать кинотеатры, стоит поинтересоваться, а насколько большую часть населения страны мы можем считать зрителями. Статистика посещаемости кинотеатров в России не слишком радужная: в год у нас приходится в среднем 1,2 билета на человека. Для сравнения: европейцы в целом ходят в кино дважды в год, средний француз за год покупает три билета, американец – 3,7, а самые большие любители кино живут в Исландии, они посещают кинотеатры по пять раз за год! Стремительно наращивающий мощности Китай плетется в хвосте – на каждого жителя Поднебесной приходится 0,7 билета в год, хотя при полуторамиллиардном населении цифра эта в абсолютных значениях велика.
Что мешает россиянам чаще ходить в кино? Подходящие с философской точки зрения к вопросу исследователи склонны называть россиян литературноориентированной нацией, чтение, мол, для нас важнее визуального потребления, но такое мнение в современном обществе не находит своего подтверждения – телевизор давно победил книги и журналы. Может быть, беда в недоступности кинотеатров, ведь львиная доля сетевых кинозалов расположились в торгово-развлекательных центрах, нередко вынесенных за пределы города? Тоже не совсем верно – даже в кризис ТРЦ остаются наиболее посещаемыми местами для потребителей товаров и услуг.
Тогда, вероятно, потенциальных посетителей кинотеатров не слишком привлекает репертуар? Это один из самых распространенных ответов на вопросы о том, почему зрители не ходят в кино: «Нечего смотреть», «Уверены, что предложения плохие», «Снимать сейчас не умеют», «Потом по телевизору посмотрим или в Интернете скачаем» – поход в кино перестал быть событием, а с ростом пропускных возможностей интернет-сетей и взрывным увеличением размеров и качества домашних телевизоров размываются качественные границы между домашним и общественным кинотеатром. Социальное расслоение населения в нашей стране, разумеется, не позволяет каждой семье обзавестись 80-дюймовой плазмой или качественным проектором, но, увы, едва сводящие концы с концами граждане России и 1000 рублей на поход в кино семьей из 3-4 человек потратить себе позволить не могут.
С таким «голодом» кинотеатры нужно открывать пачками – и по подобному пути сегодня идет Китай. В самом конце 2016 года число киноэкранов в Поднебесной впервые превысило количество залов в Соединенных Штатах – 41 тысяча против 40 тысяч. Правда, при населении в 1,4 миллиарда человек охват все равно остается слабым – один зал на 34,5 тысячи человек, но и здесь мы уже уступаем. Причем рост китайских киносетей и не думает замедляться – страна совсем недавно перестроилась на рельсы общества потребления и с удовольствием привыкает к благам, удовольствиям и развлечениям. Однако сравнивать Россию с Китаем сейчас не слишком умно – азиатский гигант находится в процессе бурного развития, тогда как мы испытываем проблемы роста и погрязли в экономической стагнации.
Но никакие кризисы и экономические тупики не дают нам права забывать о том, что культура – не только насущная необходимость, это вклад в будущее, инвестиция в новое поколение, фундамент грядущих преобразований. Только исходя из этого, развитию кинопоказа нужно давать «зеленый свет», нужно всячески приветствовать осовременивание культурных очагов в малых городах, пусть даже кино не сделает их самоокупаемыми. Заглядывая в будущее, государство обязано заботиться не только о том, что его граждане будут есть, надевать или делать на работе, но и о том, как они будут развиваться, расти и добиваться успехов. Упадок не будет вечным, зритель непременно не просто вернется в кинотеатры, а станет настаивать на развитии проката. Спрос обязательно повлечет предложение.
Да, сегодня неравномерность распределения кинозалов приводит к значительным перегибам – торговые центры с мультиплексом в два десятка залов не могут заполнить прокатную сетку в отсутствие должного числа новинок, наработка даже самых хитовых картин в России не превышает 37-40 человек на сеанс (это число мест малюсенького зала в пять рядов по восемь кресел), а основной зрительский поток проходит через кинотеатры в дни новогодних каникул, когда доминируют детские ленты, развлекательное кино и блокбастеры. Это проблемы роста, от которых и должны избавить инициативы Минкульта и Фонда кино. С начала 2015 года средства на переоборудование и модернизацию кинотеатров в малых городах выделялись уже трижды, поддержка была получена в четырех сотнях населенных пунктов, потенциал этих нововведений – охват свыше 10 миллионов человек, готовых стать потенциальными зрителями. И это отнюдь не потребители одних только спорных патриотических и военно-исторических проектов государства, это нереализованные мощности для прорыва – культурного, социального и даже политического. Тот редкий случай, когда государству стоит сказать «спасибо!». Доступность кино – важный шаг к достойному и счастливому будущему, как бы пафосно это ни звучало.