И через пятнадцать лет после того, как вирус уничтожил большую часть людей и развил интеллект обезьян, два вида продолжают враждовать. Устав от бесконечных стычек и смертей своих сородичей, Цезарь задумывает уйти из лесов, окружающих развалины Сан-Франциско, в глубь континента, но накануне переселения обезьяны вновь оказываются атакованы солдатами, ведомыми зловещим Полковником. Резня отняла у Цезаря самых близких, и одержимый жаждой мести вожак обезьян в одиночку отправляется на охоту за Полковником. Оставленная лидером стая становится легкой добычей людей, и шимпанзе оказываются заключены в концентрационный лагерь в заснеженных горах. Цезарю приходится сделать выбор между возмездием и ответственностью за свой народ, а проредивший человечество вирус между тем мутирует и начинает новую жатву…
Планета обезьян: Война (2017) / War for the Planet of the Apes
боевик / драма / приключения / триллер / фантастика
Режиссер: Мэтт Ривз
В ролях: Энди Серкис, Вуди Харрельсон, Стив Зан, Карин Коновал, Амия Миллер
За «Планету обезьян» можно только порадоваться – сложно навскидку вспомнить, какой из классических франшиз так повезло с ремейком, да не одним, а состоящим сразу из трех частей. «Восстание» и «Революция» получились не просто достойными своего предшественника, они совершенно точно превзошли все продолжения фильма 1968 года, их заслуженно хвалят критики и с удовольствием смотрят зрители, это качественные умные блокбастеры, умело сочетающие серьезные моральные и этические вопросы с отлично поставленным экшеном. Перед третьим фильмом современной серии задача стояла непростая: завершить трилогию нужно было, не уступив предыдущим лентам, и, кажется, у Мэтта Ривза получилось.
Шесть лет назад «Восстание планеты обезьян» впечатлило публику сразу по трем направлениям: фильм говорил о серьезных проблемах, пусть и несколько упрощенным языком, ленту населяли нетривиальные и достаточно симпатичные персонажи, а спецэффекты поразили даже самое искушенное воображение. «Планета обезьян: Революция» эту линию продолжила – картина сменила постановщика и актерский состав (Энди Серкиса пока оставим за скобками), но не отказалась от социальной и философской проблематики. Об обезьянах не нужно и говорить, за визуальные эффекты лента Ривза была номинирована на «Оскар», да и люди не подвели – Гэри Олдман, Кэри Рассел и Джейсон Кларк расширили восприятие человека.
Применительно к «Планета обезьян: Война» говорить об уровне эффектов уже просто не имеет смысла. Работа Энди Серкиса и его команды на этот раз просто безупречна – даже если раньше у вас возникала путаница в персонажах, сегодня каждая обезьяна получила такой набор уникальных черт, повадок, жестов и мимики, что обознаться уже не получится. Цезарь же обрел такую харизму, что в уникальном мощном актерском таланте Серкиса не осталось ни малейших сомнений – актера пора выдвигать на действительно значимые премии, по нему «плачут» «Оскар» и «Золотой глобус».
Социальный подтекст, которым всегда славилась история противостояния обезьян и человека, в «Войне» обрел дополнительную массу. Лента выходит в непростое время, человечество испытывает множество проблем: поднимает голову национализм и расизм, Ближний Восток калечат кровопролитные сражения, миграционный кризис привел к вспышкам террора по обе стороны Атлантики. События нового фильма Ривза можно трактовать с самых разных точек зрения: здесь снова в полный рост встает сегрегация, здесь можно разглядеть столкновение религий, цивилизаций, мировоззрений, трехсторонняя финальная битва – очевидный намек на то, что войны, подобные тем, что в реальности мы наблюдаем в Сирии и Ираке, закончиться могут только уничтожением всего живого.
В очередной раз не подвели ожиданий зрителей персонажи, причем не только с «людской стороны» – компанию приматов пополнила болтливая Плохая Обезьяна, а перешедшие на сторону людей Шавки еще острее поставили под сомнение правило «Обезьяна не убьет обезьяну». Что же до людей, то здесь ожидаемо правит бал Вуди Харрельсон – его безумный Полковник словно заглянул в «Войну» с площадки «Апокалипсиса сегодня», это воплощение ярости, жестокости и ненависти. Наверное, мотивация убивать и целеполагание предводителя солдат – не самая сильная сюжетная часть, но противостояние Полковника и Цезаря накаляет обстановку до предела, а финальная немая дуэль просто выше всяких похвал.
В незначительных огрехах картины копаться не хочется, все претензии к бензиновому изобилию на погибающей Земле, не слишком смышленым солдатам, выросшему в диких условиях словарному запасу Цезаря и выверту с вирусом оставим ворчунам. По большому счету порицания в «Войне» заслуживает только нарочитая жестокость, превращающая людей в откровенных скотов, да несколько неуклюжие попытки зацепить религию – провокация с принесенным в жертву сыном получилась посредственной. Но все эти шероховатости лишь добавляют ленте искренности – жизнь не всегда отличается изяществом, иногда это очень грубая штука.
Ривз и коллектив сценаристов снова одарили поклонников франшизы россыпью отсылок к предыдущим фильмам, тут и имя Нова, данное подобранной обезьянами немой девочке, и символы «Альфа» и «Омега», возвращающие к серии о погребенной под землей бомбе. Даже цветовая гамма финального сегмента прямиком отправляет нас на полвека назад, для полноты картины не хватило только следа от заходящего на посадку космического корабля. Впрочем, для этого события сейчас еще слишком рано – нам нужно принять и пережить новую трилогию «Планета обезьян», одну из лучших перезагрузок в индустрии, где ребутами сыты по горло.
Оценка 9/10.