На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

102 подписчика

Пять слов благодарности за возвращение Борна

С приходом календарной осени сезон блокбастеров можно официально считать закрытым. Сложилось лето 2016 года неоднозначно – были и яркие взлеты, не обошлось и без болезненных провалов. Тенденцией же сезона можно назвать стремление оживить увядшие франшизы ремейками и запоздалыми сиквелами, хотя однозначно успешным нельзя назвать ни один камбэк. Крупную порцию шишек отхватил новый «День независимости», тысячи копий сломаны вокруг «Охотников за привидениями», даже обновленный «Стартрек» принят неоднозначно, что уж говорить о возвращении из небытия страдающего провалами памяти старика Джейсона Борна. В то время как многие критики отметили откровенную вторичность сюжета, слабость мотиваций персонажей, вялый и несовременный экшен, я рискну не согласиться с негативными оценками. «Джейсон Борн» не просто сиквел, это возможный задел на большое будущее, особенно на фоне пробуксовки с «бондианой». Вот мои пять копеек в обоснование тезиса о том, что новое пришествие Борна совсем не так плохо, как это описывают недоброжелатели.

5. Джейсон Борн снова стал актуальным.

Кадр из фильма "Джейсон Борн"

Возможно, с высоты прошедших лет это не слишком заметно, но последовавшие за «Идентификацией Борна» картины франшизы несколько утратили связь с реальностью. В первой картине Джейсон был вполне уместным персонажем, безмолвным и беспрекословно выполняющим приказы убийцей, плодом экспериментов, порожденных холодной войной. Тогда, в начале 2000-х, эта вспышка реваншизма воспринималась вполне адекватно – мир еще только стоял на пороге большого передела, но перемены уже назревали. Увы, последующие картины сосредоточились на деталях, отвернувшись от мировых проблем, «Джейсон Борн» вернул зрителя с небес на землю. Современный мир – это побег Сноудена и утечки WikiLeaks, это сосредоточение финансов в руках «сопляков из Силиконовой долины», это засилье смартфонов при полном отсутствии анонимности. Борн снова находится на острие мировых проблем, и фильм выходит как нельзя вовремя – еще пару лет назад сцена массовых беспорядков в Афинах выглядела бы жуткой неправдоподобной антиутопией из картин вроде «Вавилон Н.Э.», но сегодня нечто подобное в европейских столицах легко можно наблюдать в выпуске новостей. Сомневаюсь, что Пол Гринграсс знает, кто такая Яровая и что она прячет в своем пакете, но он точно и лаконично отвечает всем тем, кто желает наложить свою лапу на чужую переписку и телефонные разговоры. Только вот американцам на помощь может прийти Борн, а у нас нет ни Трэдстоуна, ни Айронарма, чтобы сломать систему и вернуть веру в свободу и справедливость. Впрочем, я увлекся, а Гринграсс и Дэймон, наоборот, подошли к сиквелу со всей серьезностью и вернули «борниане» актуальность, свежесть и связь с реальностью. Давно бы так!

4. Слава Богу, мы избавились от проблем с памятью.

Кадр из фильма "Джейсон Борн"

Стоит сразу признать, фокус с пропавшей памятью спецагента – трюк не просто дешевый, он банальный и пошлый, за такое начинающим сценаристам стоит сразу отрывать руки и прижигать плечи кислотой, чтобы новые не выросли. Оправданием «Идентификации Борна» могло служить только то, что основой сценария фильма стала картина, выпущенная много раньше, в другое время, когда претензии к сюжетным поворотам были существенно иные. Сегодня подобные игры с памятью – низкий сорт, нечистая работа. Кому из зрителей понравится, что его водят за нос полтора часа, а потом герой вдруг вспоминает что-то и решает любую головоломку? Это даже не рояль в кустах, а целый оркестр. К счастью, за четыре предыдущих фильма «борнианы» авторы от склероза избавились, и Джейсон сразу заиграл по-другому. Борн теперь знает, чего хочет. Теперь у персонажа нет иллюзий, нет зыбких надежд и сомнительных стремлений – Борн знает, кто есть кто, от кого чего ждать, с кем стоит вести диалог, а кому лучше сразу дать в челюсть. Кто-то скажет, что с разрешением проблем с памятью Борн утратил загадочность и стал более предсказуемым. Я выступлю на стороне агента – Джейсон стал свободным, а свобода дает гораздо больше поводов действовать неожиданным для противника образом, чем любые психические отклонения. И это продемонстрировано в «Джейсона Борне» – у главного героя ничуть не пострадали мотивы оттого, что теперь он знает, кто чего стоит. В будущем с этим тоже не должно быть проблем.

3. Картина собрала блистательный каст.

Кадр из фильма "Джейсон Борн"

Дотошные зрители (из числа недовольных возвращением Борна, очевидно) потрудились подсчитать, сколько слов за весь фильм говорит персонаж Мэтта Дэймона. Не стану оперировать непроверенной информацией, но соглашусь – Борн действительно в этом фильме немногословен, в отличие от того же велеречивого Бонда, заткнуть которого порой удается только несколькими ударами по лицу. Плохо это? Да ничуть! Борн – человек действия, а не болтун, охмуряющий противника сложносочиненными предложениями. Вспомните классический пример с «Терминатором» – Шварценеггер в картине говорит всего два десятка слов, но это не помешало его герою стать культовым персонажем. Другая сторона «молчания» Борна – Дэймон (и Гринграсс за его спиной) дает возможность проявить себя другим актерам в кадре. И набор второстепенных персонажей на этот раз во многом определил настроение и качество картины. У нас есть Джулия Стайлз, пробросившая мостик из третьего фильма в пятый, есть всегда великолепный Томми Ли Джонс в роли руководящего стальной рукой начальника ЦРУ, есть приятно порадовавший ролью наемника Венсан Кассель – актер словно вернулся во времена «Добермана», наконец, мы увидели в необычно противоречивой роли Алисию Викандер, чья героиня совсем не так проста, как может показаться на первый взгляд. Все эти актеры получают достаточно времени, чтобы себя проявить, чтобы заставить зрителя поверить своему персонажу, даже Стайлз, Ники Парсонс которой поспешила покинуть поле боя. Разве что Риз Ахмед, сыгравший главу медиагиганта, должен был получить больше шансов для проявления своего актерского таланта, но поклонникам молодого актера не стоит сетовать на судьбу – участием в сериале «Однажды ночью» Ахмед отработал все авансы. Остается лишь заключить, что до сих пор «борниана» таким набором актеров похвастать не могла, и интерес к участию в таком проекте со стороны звезд говорит очень о многом.

2. Гринграсс все еще чертовски круто снимает экшен.

Кадр из фильма "Джейсон Борн"

«Борниану» от тысяч других боевиков всегда отличал экшен. Можно сколько угодно спорить о том, насколько оправданны фирменные приемы Пола Гринграсса, эти его крупные планы и трясущаяся в конвульсиях камера, но отрицать особенную атмосферу снятых им схваток и погонь нельзя. «Джейсон Борн» доказывает, что инструменты постановщика не изменились, не проржавели и не притупились – во всех действиях героя Дэймона чувствуется звериная жесткость, ярость и отрывистость. Новый фильм демонстрирует полный спектр того, что умеет делать Гринграсс. Тут есть и блистательная погоня в Афинах, в массовых сценах которой задействованы сотни актеров. В наличии несколько рукопашных схваток, как обычно грязных и почти физически ощутимо болезненных. Есть шпионская беготня по Лондону и Берлину, когда зритель вжимается в кресло и старается быть незаметнее самого Борна. Наконец, бурный финальный разгром Лас-Вегаса – это то, о чем мечтают миллионы поклонников боевиков: грандиозная погоня с десятками разрушенных домов и разбитых машин. Такие сцены надолго остаются в памяти. В этом, кстати, Борн снова обыграл Бонда, который после захватывающей начальной сцены «Спектра» в своем последнем фильме не смог более ничем удивить, а уж тем более заставить зрителя погрузиться в экшен более чем на пару минут. Гринграсс же демонстрирует, что у Борна пороха еще предостаточно – дайте ему достойный бюджет, и вы получите кино, о котором будут говорить, пусть даже и на тему «Как там круто в конце все взорвалось!».

1. Новый фильм – это задел на большое будущее.

Кадр из фильма "Джесон Борн"

Я даже не стану говорить о том, какие виды на будущее Борна имеет Universal, вы и сами понимаете, что, как бы себя ни показывали картины о вырвавшемся из лап системы агенте в прокате, студия будет держаться за франшизу до последнего. Однако впервые после «Идентификации» серия фильмов о Джейсоне Борне получила такой внутренний заряд, который может послужить двигателем не для одного продолжения. Борн – герой нестандартный. Он не творит события, он подстраивается под них и использует слабости врага, вместо того чтобы проявлять собственные напор и силу. В том кроется и кажущаяся простота Борна, и бесконечная вариативность его будущего. Финал пятой ленты – не станем говорить слишком много, дабы не заспойлерить удовольствие тем, кто еще только раздумывает над просмотром, – слишком многогранен, чтобы оборвать на этом историю полюбившегося многим героя. Да и вся пятая картина оставила ощущение какой-то недосказанности – в каждом кадре картины чувствуется большой и по-прежнему нераскрытый потенциал героя без страха и упрека. Простор для будущих лент необыкновенно обширен, в четком предсказуемом будущем заинтересованы и Гринграсс, и Дэймон, и Universal, а значит, пятый фильм не должен оказаться последним. Придем ли мы к противостоянию Борна и Кросса или новая история закружит в смертельном вальсе персонажей Дэймона и Викандер, сложно предсказать, но совершенно точно Джейсон Борн своего последнего слова еще не сказал. У него текста и дел еще на пару картин наберется точно, так что рискну предположить, что, пока вы хороните франшизу, внутри студии идут разговоры о новой трилогии, стартом для которой стали события вокруг слежки через социальные сети.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх