Первый «Человек-паук» был замечательным фильмом. Его нелегко было превзойти. Однако режиссеру Сэму Рейми и студии Sony это удалось.
Всего через два года после первого блокбастера об одном из самых популярных американских супергероев они выпустили сиквел, который провел работу над ошибками и стал эталонной жанровой постановкой. Новая картина называлась просто – «Человек-паук 2».Несмотря на всю его известность и популярность, успех Человека-паука на большом экране не был гарантирован. Когда картина Сэма Рейми в 2002 году готовилась к прокату, многие наблюдатели шептались, что «Гарри Поттер» перебил детский интерес к классическим супергероям и что «Человек-паук» привлечет лишь фанатов старшего поколения, которых едва хватит, чтобы окупить дорогостоящую постановку. Перспективы ленты в странах, где не читают американские комиксы, были тем более туманны.
У студии Sony, судя по всему, тоже были определенные сомнения, но они развеялись, когда стало ясно, какое кино Рейми снял. Поэтому продюсеры приказали начать планирование еще до того, как «Человек-паук» вышел в прокат. Когда же стали поступать сведения о колоссальных сборах («Человек-паук» с многомиллионным запасом побил рекорд сборов первого уик-энда, установленный картиной «Гарри Поттер и философский камень»), проект был объявлен официально. У Сэма Рейми даже не было времени, чтобы съездить в отпуск и «перезарядить батарейки» перед новым грандиозным фильмом.
Как и в случае с первым «Человеком-пауком», сиквел поначалу планировался как история с несколькими суперзлодеями. Предполагалось, что их будет трое – Доктор Осьминог, которого хотели задействовать еще в первом фильме, Ящер (будущий злодей «Нового Человека-паука») и Черная Кошка, аналог Женщины-кошки из комиксов DC Comics. Как и Селина Кайл из мира «Бэтмена», воровка со сверхспособностями Фелисия Харди была антигероиней, попеременно противостоящей Человеку-пауку, сотрудничающей с ним и даже влюбленной в него. Кстати, сейчас студия Sony работает над комиксным блокбастером о Черной Кошке и Серебряной Кунице (или Серебряном Соболе, если переводить буквально). Тогда же очевидным источником сценарного вдохновения был «Бэтмен возвращается» с Пингвином, Максом Шреком и Женщиной-кошкой.
Писать сценарий «Человека-паука 2» были приглашены соавторы супергеройского сериала «Тайны Смолвиля» Альфред Гоф и Майлз Миллар. Когда «Человек-паук» вышел, к дуэту соавторов присоединился сценарист свежеиспеченного хита Дэвид Кепп. Напомним, что он был указан в титрах как единственный автор «Человека-паука», хотя в реальности к сценарию многие приложили руку.
Несколько месяцев спустя продюсеры решили, что трио не справилось с работой, и от его услуг оказались. Вместо Гофа, Миллара и Кеппа был нанят Майкл Шейбон, сочинивший трагикомическую драму 2000 года «Вундеркинды», в которой снялся Тоби Магуайр. Что важно, Шейбон был приглашен для сочинения нового сценария, а не для переработки того, что было написано его предшественниками.
Шейбон отказался от обилия суперзлодеев и предложил выстроить фильм вокруг противостояния Человека-паука и Доктора Осьминога. В комиксах этот суперзлодей – выдающийся инженер и ученый-физик Отто Октавиус, который создал для себя дополнительные механические руки, прикрепленные к его телу и позволяющие безопасно манипулировать радиоактивными веществами. В определенный момент, после серьезной аварии, руки «приварились» к телу ученого, а его разум помутился, и уважаемый специалист превратился в жестокого преступника. Хотя тело Отто само по себе было лишено сверхталантов, его ум и его механические руки-щупальца сделали Доктора Осьминога очень опасным противником для Человека-паука, равным ему по силе и по скорости передвижения по мегаполису.
В сценарии Шейбона Отто был изображен как сравнительно молодой человек, который заводит роман с Мэри Джейн Уотсон после того, как в финале первого фильма Питер Паркер отверг любовь Мэри Джейн, чтобы не вмешивать ее в свою опасную жизнь. Отто использует наркотики, чтобы заглушить боль от прикрепленных к его телу механических рук, и это в сочетании с другими факторами сводит его с ума и постепенно превращает в суперзлодея. Параллельно Гарри Осборн, который после событий первого фильма хочет отомстить Человеку-пауку за гибель своего отца (напомним, что Норман Осборн погиб, так как стал безумным суперзлодеем), объявляет огромную награду за голову супергероя, и Нью-Йорк на время ополчается против своего любимца.