На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

101 подписчик

Рецензия на фильм «Первому игроку приготовиться»

В 2045 году экономические кризисы довели Америку до такого состояния, что большинство жителей сбегает от реальности в глобальную видеоигру OASIS, битком набитую отсылками к поп-культуре прошлых десятилетий. Несколькими годами ранее создатель игры Джеймс Холлидей скончался, и стало известно, что его долю в компании и власть над OASIS получит тот, кто соберет три разбросанных по игре тайных ключа и найдет оставленную Холлидеем «пасхалку». Поэтому теперь дни и ночи в игре просиживают не только рядовые геймеры, но и корпоративные игроки, ищущие ключи для своих боссов. Однажды подросток-сирота Уэйд Уоттс (Тай Шеридан), который играет под ником «Парсифаль», разгадывает загадку первого ключа и вместе с друзьями возглавляет рейтинг охотников за «пасхалкой». Это привлекает к парню пристальное внимание Нолана Сорренто (Бен Мендельсон) – бессовестного главы корпорации IOI, которая давно пытается захватить OASIS.

Первому игроку приготовиться (2018) / Ready Player One

боевик / приключения / фантастика

Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Тай Шеридан, Летиша Райт, Оливия Кук, Ханна Джон-Кэймен, Маккенна Грейс

Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»

Хотите увидеть, как Стальной гигант бьется с Меха-Годзиллой? Стивен Спилберг снял блокбастер специально для вас! Грандиозная, феерически красивая экранизация одноименного «гиковского» романа Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться» до краев заполнена персонажами и цитатами из известных фильмов, мультфильмов, видеоигр и комиксов.

Для Спилберга нет корпоративных преград. Он доказал это, когда собирал со всего Голливуда персонажей «Кто подставил кролика Роджера». Теперь мэтр подтвердил свой талант переговорщика в куда большем масштабе. Культурный диапазон его нового фильма – от Кинг-Конга до свежего видеохита Overwatch, а промежуточных остановок видимо-невидимо. Распознать их все удастся лишь тогда, когда лента выйдет на видео и ее можно будет изучать на покадровом просмотре.

Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»

Конечно, «Первому игроку приготовиться» не сводится к мощному потоку отсылок и обыгрываний классики. Но если их вычесть, то мы увидим чрезвычайно наивное и плоское повествование, которое имитирует антикорпоративный месседж, но по факту утверждает, что лучшее средство против плохих капиталистов – еще более богатые хорошие капиталисты. То есть люди, которых ограничивают не законы и нормы, а совесть и чувство справедливости. Понятно, что еще может сказать по поводу хищнического капитализма убер-капиталист Спилберг… Он был бы лицемером, если бы «наехал» на нынешний общественный строй в самом корпоративном кино всех времен.

Характеры персонажей ленты еще примитивнее, чем ее идеи. «Первому игроку приготовиться» сочинена как сказка для малышей с характерным черно-белым разделением на безукоризненных «славных ребят» и коварных «плохишей». Последние при этом хоть и не опасные, но не пугающие, и кино смотрится не как напряженный триллер, а как безбашенное полукомическое приключение, в котором значительная доля юмора – это приколы по поводу Нолана и его прихвостней. Бен Мендельсон прямо-таки упивается ролью корпоративного пижона, который из кожи вон лезет, чтобы казаться умнее и круче, чем он есть на самом деле.

Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»

Противостоящие Мендельсону молодые актеры на его фоне смотрятся блекло. Однако это не имеет особого значения, поскольку основное действие фильма разворачивается в виртуальной реальности, и на экране по преимуществу рисованные аватары, которые куда занятнее, чем озвучивающие их артисты. В отличие от «Матрицы», где виртуальная реальность имитировала реальный мир и лишь в боевых сценах слегка его искажала, в «Первому игроку приготовиться» виртуальная реальность с гордостью показывает свою компьютерность на каждом шагу, позволяя героям трансформироваться, пользоваться магическими артефактами, сражаться на любом оружии… И разлетаться на игровой «лут» в случае гибели. Почти все пространство OASIS – это разномастные видеоигровые уровни, но там есть и зоны для общения, музей Джеймса Холлидея, танцевальный клуб с нулевой гравитацией.

Действие фильма развивается куда стремительнее, чем в исходной книге, и это превосходно, поскольку не дает времени задуматься над сюжетными ляпами. Вообще, детскость постановки проявляется в каждом ее аспекте, хотя предназначена картина в первую очередь для гиков со стажем. Вряд ли нынешние малыши бурно среагируют на то, как Спилберг обыгрывает «Сияние» Кубрика или игру Adventure для Atari 2600. А ведь это не секундные шутки, а ключевые фрагменты фильма. Собственно, если вы не видели «Сияние», то в кино можете вообще не идти, поскольку вы не поймете, что происходит в середине ленты. Это тот случай, когда иронически пишут: «Фильм для детей от 8 до 80 лет». То есть для публики, в которой независимо от паспортного возраста жив-здоров внутренний ребенок.

Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»

В Спилберге этот ребенок явно еще не умер, хотя стариковское брюзжание по поводу того, сколько времени геймеры проводят в игровом мире, в фильме тоже налицо. Лента настаивает, что из игры нужно время от времени выходить, но говорят это персонажи, которым есть что ловить в реальном мире. Для миллионов бедняков виртуальный мир явно лучше, и убедить зрителей в обратном у мэтра не получается. Слишком уж много сил и средств его команда вложила в упоительную параллельную реальность, где каждый шкет может стать героем и утереть нос магнату и где игроки в Halo могут сражаться в одной партии с игроками в Street Fighter.

Оценка 7/10.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх