Семь лет назад примерно в эти дни Интернет в том секторе, где общаются поклонники сериалов, бурлил с силой, доселе невиданной, – в конце мая в эфир вышла заключительная серия телевизионного хита канала АВС «Остаться в живых», и не было, кажется, в мире такого человека, которого финал удовлетворил бы. Все шишки, разумеется, полетели в адрес создателей, и больше других досталось сценаристу Деймону Линделофу, чье имя стало ассоциироваться с абсурдностью пышных сценариев, завязку которых автор затем не в силах распутать. На протяжении последующих пяти лет Линделоф пробовал исправить подмоченную репутацию в большом кино, но ни «Прометея», ни «Ковбоев против пришельцев», ни «Землю будущего», ни даже перезагрузку «Звездного пути» сценарными удачами не назовешь, любопытные находки напарываются там на откровенно провальные ходы и слабые решения. Вот и к «Оставленным», сериалу канала НВО, стартовавшему в эфире в июне 2014 года, зрители отнеслись настороженно: одно дело, когда в основе сюжета лежит популярный и достаточно глубокий роман Тома Перротты, и совсем другое – снова доверить Деймону Линделофу накрутить тайн, из которых потом не смогут выпутаться ни авторы, ни актеры, ни зрители. Что ж, после трех сезонов «Оставленные» блестяще завершились, и это повод сказать, что Линделоф сполна искупил свою вину за провал с островом. Конечно, приписывать все достижения сериала одному только сценаристу и продюсеру неверно, но все сильные стороны шоу, безусловно, связаны с мастерством авторов. Предлагаю еще раз оглянуться на Мэйплтон и Миракл, дабы воздать должное истории, глубинным течениям сюжета, аллюзиям и всему тому, что делает «Оставленных» одним из лучших шоу середины 2010-х.
5. История получилась логичной и непротиворечивой.
Начинать стоит именно с этого банального, казалось бы, «достижения» сериала. Книга книгой, но первый сезон вовсе не настраивал на положительные эмоции – зритель остался в неведении о том, куда исчезли «вознесшиеся», по какой причине произошло загадочное событие, каким образом были отобраны покинувшие наш мир. Роман Перротты, положенный в основу первого сезона сериала, нужно отметить, тоже ответами переполнен не был – история оставленных вообще не о том, «как» и «почему», а о том, «что дальше» и «как с этим жить дальше». Но два последующих сезона удовлетворили многих зрителей, в какой-то степени финальный диалог Норы и Кевина многое расставил по своим местам – даже если история путешествия и возвращения Норы в Мир Вознесения и был выдумкой отчаявшейся женщины, в ее версию можно поверить. С этим сериал можно отпустить без ехидных замечаний о том, что все показанное опять было сном собаки за секунду до гибели в авиакатастрофе. И похоже, что именно Деймон Линделоф сделал все для того, чтобы успокоить зрителя после 28 эпизодов сложных взаимоотношений, самокопаний и путешествий героев по городам и континентам. Не все, кстати, готовы принять версию Норы о разделении вселенной, создатели шоу не зря продемонстрировали и иную реальность, существующую в голове Кевина, когда он находится «за чертой», и таинственную австралийскую глубинку, где прячется Нора, – не исключено, что ее мир тоже является параллельным нашему или даже загробным, если «искусственное вознесение» женщины закончилось фатально. Однако при любом из раскладов «Оставленные» дают ощущение завершенности, вне зависимости от того, жили ли потом герои долго и счастливо или умерли в один день, авторы, персонажи и зрители пришли к финишу, к тому месту, где между ними сложилось взаимопонимание и взаимная удовлетворенность. Достойно завершенный сериал всегда дорогого стоит, и «Оставленные» на фоне многих других завершились просто великолепно. Грустно и обнадеживающе одновременно.
4. Это один из лучших сериалов о вере и религии.
Кризисом веры на телеэкране сегодня никого не удивишь, только за последние пару лет «Изгой» и «Американские боги», «Проповедник» и «Изгоняющий дьявола» вместе с другими сериалами так или иначе поднимали вопросы разочарования в традиционной религии и поисков ответы на животрепещущие вопросы где-то за пределами католицизма, протестантизма или православия. «Оставленные» – это, конечно, тоже история веры, история неуверенности в абсолютной власти религии и история обретения Бога. Причем сериал Линделофа в отношении религии один из самых смелых и смешных – достаточно вспомнить то, что важнейшую роль в сюжете играет секта, главный герой в какой-то момент получает собственное Евангелие, а отец Мэтт Джемисон во время своего финального путешествия в Австралию встречает самого Яхве. Несмотря на то что герои сериала регулярно сталкиваются с несовпадением слов Писания и реальным миром, они продолжают искать ответы в том числе и религиозного характера – и ведь находят! Но какой ценой! Кому-то приходится совершать дурные поступки, чтобы затем раскаяться и стать свидетелем чуда и почти непорочного зачатия, кто-то дважды отправляется в загробный мир, чтобы поговорить с Богом через миниатюрный наушник, для кого-то пропуском в мир веры становится самопожертвование, компенсирующее утрату детей и мужа. Самое главное – все это сделано ненавязчиво, без нравоучений и красноречивых примеров «Покайся, тебе скидка выйдет». Это делает «Оставленных», как ни странно, более реалистичными – многие из нас ведь тоже приходят к ощущению чего-то большего, вышестоящего, всеобъемлющего самым непредсказуемым образом. Собственный опыт, даже отрицательный или неудовлетворительный, позволяет понять то, что чувствуют герои не только на поверхности, но и глубоко внутри. Понять и поверить – это ведь тоже про веру.