На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

102 подписчика

Монолог об «Ангеле света» Шейна Эббесса

Наш сегодняшний разговор начинается выдержкой из 81-го псалма не только патетики ради. Мрачный фэнтезийный мир кинокартины «Ангел света» тесно переплетен с божьей благодатью, ангелами, концепцией греха и другими религиозными атрибутами. Этот фильм – то, что называют hidden gem («скрытый бриллиант»): роскошная практически во всех отношениях лента, но мало кто о ней слышал.

Восполнить пробелы и восстановить справедливость – вот наша сегодняшняя благая цель.

Где-то между раем и адом существует место, где обретаются неприкаянные души. Борьбу за них ведут силы Света и Тьмы в лице семи воинов с каждой стороны – архангелов и падших соответственно. В настоящее время расклад явно не в пользу Всевышнего: улицы грязными вздувшимися венами покрывают чистилище, по ним течет черная жижа наркотрафика, праведники прозябают в нищете и пьют горькую, чтобы забыться, а праведницы конвертируются в блудниц и ежатся на панелях от промозглого сквозняка. Есть и те, кто находит себя в этом вместилище порока, расширяя тем самым влияние падших. Наконец, Господь посылает своих воинов, дабы принести свет в это место. Единственный способ попасть в чистилище – это принять человеческую форму. Но эмоции, сомнения и прочие людские слабости лишь отдаляют святых от Божьей благодати. У стороны Света остался последний боец – архангел Гавриил, которому и предстоит сразиться с отборными демонами ада во главе с самим Самаэлем.

Требуется какое-то время, чтобы разобраться, что же собой представляет «Ангел света». Поначалу слишком много элементов лезет в глаза, норовя растолкать друг друга: пафосное интро в стиле бэшной фантастики начала 90-х, первые кадры, отчаянно напоминающие видеоклип какой-нибудь альтернативной команды, сочащиеся отовсюду компьютерные задники, таксебешная хореография боев и развесистые диалоги. Фильм настолько не похож на своих коллег по жанру – не только бюджетными ограничениями, но и «аранжировкой», – что непонятно, как к нему относиться. После трети фильма все более-менее встает на свои места. Самое удивительное, что при очевидных недостатках многочисленные куски, из которых состоит картина, слаженно работают как единый организм. Словно чудовищная оса-франкенштейн, «Ангел света» завораживает, а затем деловито тащит в нору финала. Сопротивляться можно, тем более что со временем диалоги становятся более пафосными, а события легко предугадываются, но совершенно не хочется. Есть в киноленте что-то, что не отпускает. Что-то чистое. Ударные дозы энтузиазма, непоколебимая вера в свой сценарий, отсутствие фальши даже там, где заканчиваются скромные ресурсы безвестных актеров.

Кадр из фильма «Ангел света»

Кадр из фильма «Ангел света»

И, конечно, особым вниманием стоит одарить сеттинг. «Ангел света» – настоящее боевое религиозное фэнтези с тщательно продуманным миром, нечто более свежее и изящное, чем «Константин», «Пастырь» или «Легион». В мире Эббесса действуют свои законы с лаконичными и в то же время рабочими деталями, создающими мощный эффект погружения: если кто-то использует свои сверхчеловеческие способности, то в этот момент противная сторона тут же может вычислить его местонахождение; запасы божественной энергии у архангелов небезграничны, и частое чудотворство грозит низвести святое существо до ранга рядового бюргера. И подобных мелочей в фильме целая россыпь. Эти детали прекрасно гармонируют с жанровыми поршнями: Gabriel пускает в ход рукопашные поединки, разнообразные по стилю перестрелки, яркие кровопролитные убийства, постельную сцену и финальную разборку по всем канонам – крыша, ливень, молнии, удары, перемежаемые вербальной атакой.

Кадр из фильма «Ангел света»

Кадр из фильма «Ангел света»

Шейн Эббесс снимал любительские фильмы с 12 лет и ради своего дебюта был готов практически на все. Концепт в голове постановщика сформировался давно, но требовалась его тщательно отполировать, поэтому Шейн вместе со своим другом и вторым сценаристом «Ангела света» Мэттом Хилтоном Тоддом часами напролет штудировал теологические фолианты. На пару они переработали самых разных ангелов от христианства до зороастризма. «Потерянный рай» Мильтона тоже пошел в ход. В результате получились архангелы и демоны, которыми можно гордиться: подобного противостояния кинематограф еще не видел.

Но это была самая легкая часть. «Возьмите самый крошечный бюджет в истории австралийского кинематографа, разделите его на два – и вы получите примерное представление о том, сколько у нас было денег на съемки». Эббесс действительно снимал практически на голом энтузиазме и личной заинтересованности в проекте. Самое удивительное, что ему удалось убедить не только актеров, но и съемочную группу (в состав которой входили и заслуженные профессионалы своего дела) принять участие в проекте фактически забесплатно – гонорар участники «Ангела света» должны были получить лишь после выпуска фильма. «Перед съемками я работал экспедитором. Прошло где-то пять недель с начала съемок, и вот я уже снова звоню своему боссу и прошу взять меня обратно, потому что мне нечем платить кейтеринговой компании. Весь фильм я снял, что называется, в кредит, так что актеры не получали ни копейки. При таком раскладе я решил, что должен хотя бы обеспечить их едой. На что начальник мне ответил: «Слушай, мне надо кормить четверых детей плюс оплачивать ипотеку, но кое-какие средства я выкрою».

Удивительно, конечно, но что-то такое было в Эббессе и его фильме, что привлекало остальных. Проект Шейна действительно неоднозначный. Сюжет тяготеет к серьезному финансированию и солидному арт-отделу. На деле же денег не было, а вся команда художников, дизайнеров и реквизиторов состояла из шести человек. Концепция и внутренняя вселенная «Ангела света» уникальна, однако Эббесс намеренно обрамил ее всеми клише, которые смог вспомнить. «Я обратился к стилистике 80-х и начала 90-х. “Крепкий орешек”, “Чужие”, “Хищник” – это же целая эра в кинематографе, – поясняет режиссер. – Я в восторге от фильмов той эпохи: тогда компьютерные эффекты еще не стали столь масштабными, весь упор был на персонажей; требовалось нечто такое, во что можно поверить. Так что мы постарались вернуться в то время и сфокусироваться на персонажах и самой истории, но при этом не забыли про спецэффекты и угар. В фильме хватает экшена и драйва, но при этом есть душа и невинность, которые нечасто встретишь в подобного рода фильмах».

Кадр из фильма «Ангел света»

Кадр из фильма «Ангел света»

С момента подготовки к съемкам до самого последнего дня постпродакшена прошло три года. Эббесс с гордостью отправил на скрининги трехчасовую версию «Ангела света», на что сведущие люди, вежливо кашлянув в кулачок, посоветовали режиссеру еще урезать хронометраж. Шейн советом не пренебрег, и финальная версия добралась до Sony. Что было очень кстати, так как у этого мейджора было подразделение с вывеской Screen Gems, с успехом прокатывавшее бюджетное («Хостел», «Вакансия на жертву») и не очень («Другой мир», «Обитель зла», «Бугимен») жанровое кино. В Screen Gems доработали монтаж, подрисовали несколько спецэффектов, поколдовали над саунд-дизайном и отправили в международный прокат. Вот что творит страсть! Бородатый австралийский энтузиаст Шейн Эббесс на свою зарплату (200 000 австралийских долларов – это безбюджетка даже по меркам 80-х) снимает кино, и вот оно уже едет в другие страны!

Кадр из фильма «Ангел света»

Кадр из фильма «Ангел света»

В Австралии «Ангел света» собрал почти полтора миллиона местных долларов. Критика носила достаточно смешанный характер: Эббесса, конечно, хвалили за картинку, которой он добился при крайне ограниченных финансовых возможностях, но ругали за сюжет и диалоги, а также много сравнивали с «Ночным…» и «Дневным дозором», «Другим миром», а один ушлый кинокритик и вовсе дошел до «”Матрицы” для бедных». Прозвучит субъективно, но нападки совершенно необоснованные: диалоги в картине отлично раскрывают окружающий мир, а сама концепция смотрится необычно даже сейчас, когда «Матрица» уже лежит в коробке из-под плазменного телевизора с подписью «старое кино».

Кадр из фильма «Ангел света»

Кадр из фильма «Ангел света»

Нельзя сказать, что Эббесса прямо-таки завалили предложениями, но их было достаточно. «Я не очень популярен, потому что всем отказываю. Все хотят ремейков. А мне не хочется их снимать», – привередничает Шейн. В голове постановщика вселенная не ограничивалась лишь одним фильмом: Эббесс планировал сделать трилогию. «Я не собираюсь расширять историю ради себя. Если “Ангел света” будет хорошо принят и зрители захотят узнать, что произойдет дальше, мы снимем продолжение. И сделаем его масштабнее».

Эббессу так и не довелось поведать о дальнейших приключения архангелов и демонов. И, по-видимому, уже не доведется. Проблема в исполнителе титульной роли Энди Уитфилде. Энди серьезно поднялся после «Ангела света», даже заполучил себе заглавную роль в сериале «Спартак: кровь и песок», но в 2011-м скончался от неходжскинской лимфомы спустя 18 месяцев после того, как у него диагностировали заболевание. Остальные актеры серьезных высот в карьере не добились: Эрика Хейнатц (Лилит) как играла в сериалах, так и играет; Саманта Ноубл (Амитиэль) до «Ангела света» светилась в хоррорах, а после сыграла в парочке картин, да и пропала с радаров; любимец Эббесса Дуэйн Стивенсон (Самаэль) снимается либо у него же, либо в ультрадешевой австралийской целлюлозе. А Шейн по-прежнему снимает кино, по-прежнему с неизвестными актерами и по-прежнему без какого-либо серьезного бюджета.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх