Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть его тайны, но мы многое можем рассказать об истории «Пилы», и мы можем намекнуть, что ждет тех, кто решится прийти в кино. Пыточные камеры снова ждут своих жертв!
Первая «Пила»
Произведение искусства – это часто ответ, и потому его история нередко начинается с вопроса. В случае хоррор-хита «Пила», который в 2004 году открыл новую страницу в истории жанра и породил одноименную эпопею, вопрос звучал так: «Что мы можем снять за 40 долларов?»
Вообще-то, у австралийцев Джеймса Вана и Ли Уоннелла денег было больше. Но не намного. Оба они учились в киношколе мельбурнского университета RMIT в надежде, что после выпуска будут снимать захватывающее жанровое кино. Они познакомились и стали лучшими друзьями, потому что больше никто на их курсе о такой карьере не мечтал – прочие студенты грезили об артхаусе. Но когда двери киношколы распахнулись и приятели вышли во взрослую жизнь, они обнаружили, что кино, которое они обожают, в Австралии почти не снимается и не финансируется. Рассчитывать им было не на кого. Безрезультатно побившись в закрытые двери, Ван и Уоннелл вдохновились примером Кевина Смита и Роберта Родригеса и решили, что снимут свой первый фильм на те крохи, которые им удалось скопить.
Копил в основном Уоннелл. В то время как Джеймс грезил на диване, Ли трудился репортером и кинокритиком в развлекательных телешоу. Он достаточно зарабатывал, чтобы на его счету постепенно собирались деньги. Но сбережений было явно недостаточно на мало-мальски масштабный проект, и друзья решили придумать самую дешевую ленту, какая только может быть.
Перебрав несколько вариантов, соавторы решили, что действие будет развиваться в одной комнате и в кадре будет всего два персонажа. Почему они весь фильм в одном месте? Потому что не могут выйти. Что им мешает? Они прикованы цепью. Почему это основа сюжета? Потому что… Потому что у них есть пила, которой они не могут перепилить цепь, но могут перепилить себе прикованные ноги и спастись!
Кто с ними такое учинил? Ответ на этот вопрос пришел в голову Уоннеллу, когда он заподозрил у себя опухоль мозга и медики отправили его в клинику для обследования. Тревога оказалась ложной, и Уоннелл, который после этого переживания ощутил новый вкус к жизни, подумал, что было бы интересно снять хоррор об изобретательном злодее, который подвергает людей страшным испытаниям в надежде, что это «вправит им мозги» и научит их ценить жизнь и не растрачивать ее на греховные и самоубийственные занятия вроде приема наркотиков или измены жене. Сам злодей медленно умирает от рака, и он хочет перед смертью сделать мир лучше.
Так сложились общие контуры сценария, который Ван назвал «Пилой». По мере того как Уоннелл при участии друга придумывал персонажей и сюжетные повороты, становилось ясно, что ни 40 долларов, ни 40 тысяч долларов на фильм не хватит. Хотя соавторы пытались сделать картину минималистской, их идеи требовали размаха – небольшого, но не копеечного. Им нужно было больше одной декорации и больше двух актеров (трех, если считать труп, который на всем протяжении действия лежит у ног двух центральных персонажей).
Друзья вновь постучались в австралийские продюсерские двери и вновь получили от ворот поворот. Тогда их агент предложил Вану и Уоннеллу слетать в Голливуд, где студии куда сильнее заинтересованы в жанровых сценариях. Поскольку парни хотели не продать сценарий, а найти деньги на его экранизацию (Ван надеялся снять картину, а Уоннелл – сыграть главную роль), то они потратили 5 тысяч долларов на съемки семиминутного фрагмента с «обратным медвежьим капканом». В сценарии это испытание надетым на голову устройством, которое разорвет испытуемому челюсти, если тот вовремя не отключит его ключом. Ключ же нужно вытащить из живота живого сокамерника. В полнометражной «Пиле» этому испытанию подвергается женщина, а в короткометражном фрагменте несчастного сыграл Уоннелл.
Агент напарников не обманул. «Пила» действительно заинтересовала несколько крупных студий. Однако все они хотели купить сценарий и отдать его профессиональной команде для переработки и съемок. Ван и Уоннелл же стояли на своем: «Я буду снимать, а он будет играть». Так что друзья отказали «большим голливудцам» и подписали контракт с маленькой кинокомпанией Evolution Entertainment, президентом которой был Орен Коулз, бывший профессиональный хоккеист и успешный биржевик, решивший стать голливудским воротилой.