Пожилая сотрудница зоопарка Наталья (Наталья Павленкова) живет с матерью в приморском городке. Ее личная жизнь не сложилась, и Наталья давно стала предметом презрительных шуток. Внезапно у женщины вырастает длинный хвост. Она обращается в поликлинику, чтобы ей объяснили, что теперь делать, и хирург отправляет ее на рентген. Так Наталья знакомится с рентгенологом Петей (Дмитрий Грошев) и, к собственному удивлению, заводит с ним пылкий роман. Тем временем по городу начинают ползти слухи, что по улицам бродит хвостатая прислужница Сатаны, и что из-за нее пропадают невинные люди.
Режиссер: Иван И. Твердовский
В ролях: Наталья Павленкова, Дмитрий Грошев, Ирина Чипиженко, Маша Токарева, Александр Горчилин
Молодой режиссер Иван Твердовский прославился в 2014 году, когда выпустил свою дебютную полнометражную ленту – тяжелую школьную драму «Класс коррекции». Мать главной героини в том фильме впечатляюще сыграла театральная актриса Наталья Павленкова, и Твердовскому так понравилось с ней сотрудничать, что он специально для нее придумал «Зоологию».
Хотя главная героиня второго фильма Твердовского намного старше основных персонажей «Класса коррекции», ее проблемы те же, что и у школьников – ощущение неполноценности, отчуждение от мира, неудовлетворенная жажда любви и предательство тех, кто должен быть на ее стороне. Было бы логично ожидать, что Наталья не окажется старшеклассницей в теле почти пенсионерки. Но такие люди существуют, и у них, конечно же, есть право на представительство на экране. Тем более что о школьниках фильмы снимают куда чаще, чем о женщинах вроде Натальи.
Хвост героини, напротив, оправдать нелегко. Если «Класс коррекции» в своем исследовании подростков обходился без фантастики, то нужна ли она ленте, которая также преимущественно вглядывается в душу главной героини? Да, внезапно выросший хвост – это эффектная метафора инаковости и, одновременно, стимул для Натальи изменить свою жизнь, совершить что-то необычное и непривычное. Но, помимо этого, хвост женщины в основном используется в фильме для сатирических «наездов» на российскую медицину и суеверную, поверхностную религиозность.
Таким образом, картина смешивает психологическую драму с абсурдистской социальной сатирой, а эти жанры плохо сочетаются, поскольку один требует тонкости и реализма, а другой – широких мазков и фантастичности. В результате они не поддерживают, а взаимно ослабляют друг друга. Драма получается не такая глубокая и сложная, как хотелось бы, а сатира – не такая едкая и смешная, как могла бы быть. Хотя, наверно, можно что-нибудь сказать в защиту жанрового баланса, которого достигает Твердовский, не давая преимущества ни драме, ни сатире. И картина у него вышла необычная, выразительная и запоминающаяся.
Если к конструкции фильма придираться можно, то игра Павленковой практически безупречна. Роль Натальи не представляет актрису в самом выгодном свете, но Павленкова бесстрашно и убедительно играет даже в самых унизительных для героини сценах. Равно как и тех немногочисленных эпизодах, когда Наталья впервые за много лет чувствует себя счастливой.
По традиции подобного кино, «Зоология» не пытается изобразить провинцию цветастой и жизнерадостной. Город, в котором живет Наталья, производит гнетущее впечатление. Хотя и не такое гнетущее, как в «Левиафане». Многие виды и интерьеры картины можно описать словами «бедненько, но чистенько», и это прогресс в сравнении с самыми чернушными российскими лентами. Хотя окружающие Наталью неприятные сослуживцы и прочие люди, с которыми она пересекается, не дают забыть, что героиня существует во враждебном мире, и что ее история, как и история героев «Класса коррекции», не может закончиться голливудским хэппи-эндом. Даже если в ней есть приятные моменты.
Оценка 7/10.