На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

102 подписчика

Рецензия на фильм «Последний портрет»

Живущий в Париже начала 1960-х американский арт-критик Джеймс Лорд (Арми Хаммер) знакомится со знаменитым скульптором и художником Альберто Джакометти (Джеффри Раш). Когда они становятся близкими друзьями, пожилой мэтр предлагает Лорду нарисовать его портрет. Он обещает, что Джеймсу придется позировать всего несколько часов.

Критик с готовностью соглашается. Он надеется, что работа будет закончена до его предстоящего отлета в Америку. Однако художник оказывается невротичным перфекционистом. Джакометти снова и снова рисует Лорда и всякий раз выбрасывает или закрашивает полотно, так как стремится к недостижимому идеалу. Кроме того, мэтр постоянно отвлекается на страстный роман с проституткой. «Несколько часов» превращаются в дни и недели, и Лорд осознает, что может никогда не увидеть завершенную картину.

Последний портрет (2017) / Final Portrait

биографический / драма / комедия

Режиссер: Стэнли Туччи
В ролях: Арми Хаммер, Джеффри Раш, Клеменс Поэси, Тони Шалуб, Джеймс Фолкнер

Колоритный характерный актер Стэнли Туччи принадлежит к числу тех голливудцев, кто сосредоточен на своей основной карьере, но иногда показывает себя с непривычной для публики стороны. В случае Туччи его «отдушина» – режиссура. В 1996 году он снял семейную драму «Большая ночь» и с тех пор выпустил еще четыре картины, включая прошлогодний байопик «Последний портрет», который только сейчас добрался до российского проката. Картина основана на реальной истории, и в ней много прямых цитат из воспоминаний участников событий.

Прежде Туччи снимал фильмы с собой в главной роли, но в «Последнем портрете» он вовсе не появляется в кадре. Лента почти полностью принадлежит Джеффри Рашу и Арми Хаммеру – особенно Рашу, который с огромным удовольствием и большим мастерством отрывается в образе эксцентричного итальянца.

Как и подобает заслуженному и уважаемому европейскому творцу, Джакометти не чужд вежливости и обходительности. Но он также может быть ворчливым и сумасбродным – эдакая смесь чокнутого дедушки и маленького ребенка, который за много лет на вершине профессии привык, что ему потакают и что нет ничего важнее его желаний. Особенно когда речь идет о творчестве и поиске вдохновения. Добавьте к этому пусть и приглушенный, однако ж итальянский темперамент (Джакометти вырос в Швейцарии, но родился в итальянской семье), и вы получите одновременно притягательного и не слишком приятного субъекта, с которым очень интересно и очень тяжело. Лорду хватает нескольких дней позирования, чтобы почувствовать себя в клетке, из которой хочется выбраться. Но, как знаток и ценитель, он понимает, что участвует в создании потенциального шедевра. И он не может отказать мастеру, который хочет запечатлеть его для истории. Поэтому Лорд продолжает позировать, хотя постепенно приходит в отчаяние. По крайней мере, общение с Джакометти дает ему материал для нескольких книг.

Почему Джакометти рисует и уничтожает портреты, ругаясь при этом последними словами? Художник уверяет, что стремится к совершенству, и признается, что с годами стал очень требователен к своему искусству. Однако к концу фильма трудно не заподозрить, что это не невротичный перфекционизм, а «хитрый план». Будучи пессимистом и экзистенциалистом, Джакометти доводит самодовольного красавчика Лорда до той психической кондиции, при которой в глазах человека появляется неподдельный ужас – чувство, которое художник хочет запечатлеть. В отличие от своих предшественников из прошлых эпох, Джакометти не рисует парадные портреты, а создает пугающие изображения и скульптуры, которые изображают жизнь не «благодаря», а «вопреки». В самом начале совместной работы художник шокирует модель, когда объявляет Лорду, что видит перед собой лицо бандита и дегенерата. И он как будто стремится к тому, чтобы Джеймс в самом деле ощутил себя не элитарием, а человеком из низов, для которого каждый день – борьба за выживание. Впрочем, это лишь одно из возможных толкований странных поступков непознаваемого гения.

«Последний портрет» дает много поводов для размышлений о психологии и искусстве, но в первую очередь это интеллигентная трагикомедия с обилием смешных и очень смешных сцен. Раш солирует как заправский комик, но не превращает постановку в фарс и не лишает ее драматизма. Хаммер в основном выглядит стильно и шокировано, оттеняя своей нарочитой пресностью соленость старшего коллеги. Их дуэт похож на обычное изображение Шерлока Холмса и доктора Ватсона, хотя герои не расследуют преступления. Запоминается и Тони Шалуб, сыгравший мудрого и саркастичного Диего Джакометти – младшего брата Альберто и тоже известного скульптора, хотя и далеко не такого признанного и заслуженного, как Джакометти-старший.

Хорошее ли это кино? Да. Правда, не существенное – Туччи всего лишь рассказывает забавный анекдотец из истории искусства и не предлагает ничего нового и неожиданного. Но если вам нравятся интеллигентные психологические зарисовки, пропитанные юмором и актерским мастерством, то обратите внимание на «Последний портрет». Как минимум картина точно вас развлечет.

Оценка 7/10.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх