Сегодня поэзия считается «несерьезным» занятием, но в прошлом веке все было совсем иначе: популярные поэты не только могли отлично существовать на гонорары и разъезжать по заграницам, но и славой в народе пользовались почти что кинозвездной. Говорим «почти», потому что на кинопленку стихотворцы все же попадали очень редко – считалось, что их нужно слушать живьем, а не в записи. Но некоторым советским поэтам все же удалось прорваться на большой экран, и сегодня мы вспоминаем кинофильмы, в которых случились эти неожиданные камео.
Режиссеры: Евгений Славинский, Владимир Маяковский
В ролях: Владимир Маяковский, Александра Ребикова, Федор Дунаев
Владимир Маяковский
Маяковский был человеком многих талантов – не только сочинял стихи, но и рисовал, делал рекламу, сочинял пьесы и киносценарии, режиссировал немые фильмы и сам в них снимался. Единственным «полным метром» из этой серии, дошедшим до наших дней, стала история под названием «Барышня и хулиган» (1918), где Владимир сыграл безграмотного уркагана, влюбившегося в учительницу и пострадавшего за свою любовь. Сценарий ленты базировался на повести итальянского писателя Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих», действие которой было перенесено в дореволюционную Россию. В 1972 году ленту отреставрировали, чтобы благодарные потомки могли любоваться живой мимикой, впалыми щеками и подведенными глазами Маяковского. Другим фильмам с участием актерствующего поэта повезло гораздо меньше, и надежды, что они еще отыщутся, сегодня почти не осталось (все-таки прошел целый век). Но вдруг?..
Режиссер: Марлен Хуциев
В ролях: Валентин Попов, Николай Губенко, Станислав Любшин, Марианна Вертинская, Светлана Старикова
Михаил Светлов
«Оттепельный» фильм Марлена Хуциева, сильно изрезанный цензурой и лишь относительно недавно восстановленный из кусков, интересен не только смелым для начала 60-х годов сценарием, но и вставленным с сюжет полудокументальным 20-минутным эпизодом о поэтическом вечере в актовом зале московского Политехнического музея. По рекомендации тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой режиссер решил добавить в фильм побольше «современности», для чего устроил слет знаменитых советских поэтов и запустил туда операторов с камерами. Выступали на этом вечере как молодые поэтические звезды, так и поэты «старой школы»; самым большим эксклюзивом стало появление на киноэкране Риммы Казаковой, Роберта Рождественского и взъерошенного Михаила Светлова. Заметно, что во время выступления Беллы Ахмадулиной Светлов, сидящий на стуле на заднем плане, отчаянно борется со сном, и его усталость объяснима – ведь съемки «вечера» продлились целых пять дней. 61-летний поэт, болевший раком, скончался через несколько месяцев после съемок – своего камео в «Заставе Ильича» он так и не увидел.