На первый взгляд, дебютировавший в 2010 году хоррор-цикл «Астрал» – рядовая сверхъестественная эпопея. Однако рядовые хорроры до четвертой серии не дотягивают. Тем более они не удерживают ту высокую планку доходов, которая легко покоряется «Астралу». Его только что вышедшая на Западе и в России серия «Астрал 4: Последний ключ» уже собрала более 90 миллионов долларов, многократно окупив 10-миллионный бюджет. Чтобы быть столь успешным, нужно быть уникальным – то есть предлагать нечто такое, чего нет у конкурентов. В чем же эксклюзив «Астрала» и как этот эксклюзив возник? В этом стоит разобраться.
Хоррор-циклы редко строятся вокруг постоянных главных героев. Их сюжетным стержнем обычно служат злодеи – монстры, маньяки, демоны. Вспомним Фредди Крюгера, Джейсона Вурхиза или сенобитов из «Восставшего из ада». Цикл «Астрал» – редкое исключение из правила. И он совершенно уникален в том, кто стал его фактическим центральным персонажем.
Кто же этот редчайший герой? Семидесятилетняя женщина-демонолог Элис Райнер в исполнении Лин Шэй. Она не задумывалась как «связующее звено», и создатели первого «Астрала» Джеймс Ван и Ли Уоннелл (напомним, что это также авторы «Пилы») без тени сомнений умертвили Элис в концовке картины. Но Райнер произвела столь сильное и столь приятное впечатление на зрителей, что Ван и Уоннелл вынуждены были вернуть Лин Шэй в кадр. В сиквеле «Астрал: Глава 2» ее героиня появилась как призрак, а «Астрал 3» и свежий «Астрал 4: Последний ключ» были придуманы как приквелы, чтобы Элис смогла сразиться с Тьмой как живой человек.
При этом действие «Астрала 4» почти полностью строится вокруг миссис Райнер. Если прежде она была значимым второстепенным персонажем, то теперь Элис – бесспорная главная героиня, которая в «Последнем ключе» воюет с демонами из своего мрачного прошлого. Не подумайте плохого – Элис всегда была достойным человеком, и ее прошлое мрачно, потому что она была жертвой, а не преступником.
Оказывается, ее отец был профессиональным палачом!Конечно, хорроры далеко не всегда строятся вокруг молодых людей. Так, в цикле «Заклятие» того же Джеймса Вана солируют исследователи сверхъестественного в исполнении Патрика Уилсона и Веры Фармиги, актеров среднего возраста. Но семидесятилетняя старушка в качестве главного героя – это эксклюзив «Астрала». И судя по тому, как бодро цикл идет в прокате и какие отзывы он получает, публика охотно принимает миссис Райнер и ничуть не возражает против того, чтобы с демонами боролась Лин Шэй, а не молодая красотка. Причем заметьте, что Райнер с самого начала была представлена как пожилая женщина, а не постарела естественным путем, из-за большого промежутка между первой и крайней сериями.
В чем же секрет успеха Элис Райнер? Легко свести все к обаянию и профессиональному опыту Лин Шэй, которая снимается в хоррорах с начала 1980-х и которая некогда сыграла учительницу в первом «Кошмаре на улице Вязов». Лин получила эту роль по протекции своего старшего брата Роберта Шэя, основателя кинокомпании New Line Cinema. В дальнейшем, однако, она доказала, что ее стоит снимать в значимых ролях, даже если Роберт не имеет отношения к проекту. Она много играла в хоррорах, но также регулярно появлялась в комедиях – например, в фильмах братьев Фаррелли «Тупой и еще тупее» и «Все без ума от Мэри».
Тем не менее, несмотря на долгую и плодотворную карьеру, в Шэй никогда не видели звезду. Она никогда так сильно не запоминалась зрителям, чтобы киноманы с нетерпением ждали каждого ее появления на экране. Почему же после стольких лет в полутени Шэй «выстрелила» в «Астрале», который не был сочинен как ее бенефис и который не предполагал, что Элис станет сердцем эпопеи?
Как ни странно, триумф Шэй произошел не благодаря авторам «Астрала», а по их вине. Когда творец планирует картину, он должен ясно сознавать, кто из персонажей будет главным героем, и не позволять второстепенным персонажам его подменять. Если же это все же произошло, то творец не справился со своей работой. Пусть даже фильм, как говорят в Америке, «упал вверх» и стал лучше и уникальнее, оттого что его неудачно спроектировали и сняли.
В чем же промахнулись Ван и Уоннелл? Они не сделали Элис Райнер достаточно колоритным и причудливым персонажем. Это звучит парадоксально, но таков закон искусства. В истории, где несколько персонажей делают одно общее дело (в случае «Астрала» – спасают мальчика от демона) и где есть основные и второстепенные герои, в персонажах на подхвате должно быть нечто отталкивающее, мешающее зрителям встать на их точку зрения и тем самым «предать» центральных персонажей. Второстепенный персонаж должен быть слишком комичным, слишком умным, слишком трусливым, слишком напористым, слишком странно выглядящим… Он должен быть сценарной краской, которая расцвечивает повествование, но не перетягивает на себя все внимание и все сопереживание публики.
Как это можно сделать в фильме вроде «Астрала»? Вспомним «Полтергейст», которым Ван и Уоннелл вдохновлялись. Зельда Рубинштейн получила роль Танджины Бэрронс отнюдь не потому, что авторы «Полтергейста» прониклись политкорректностью и решили дать работу женщине очень низкого роста. Танджина должна была выглядеть странно, чтобы не вытеснить из зрительского сознания главных героев – несмотря на то что Бэрронс оказывается компетентным медиумом и организует спасение маленькой девочки. Люди тянутся к умным и умелым лидерам, и Тоуб Хупер и Стивен Спилберг должны были помешать Танджине перетянуть на себя одеяло. Так что ее наделили отстраняющей внешней чертой.
Подражая «Полтергейсту», но не копируя его в точности, Ван и Уоннелл решили, что их эксперт-демонолог будет выглядеть совершенно «нормально», как рядовая американка. И Элис Райнер получилась столь обычной и человечной (а значит – вызывающей сопереживание), что ее знания и лидерские качества вывели героиню на первый сюжетный план. Лишив Элис причудливости Танджины, авторы фильма позволили обаянию Шэй и компетентности Райнер оттеснить главных героев ленты и заставить зрителей «предать» персонажей Патрика Уилсона и Роуз Бирн.
К счастью, в результате этого сценарного и постановочного «фейла» родился не убогий мутант, а замечательная хоррор-героиня. Элис – мужественная, решительная, знающая, опытная, обладающая уникальными способностями, готовая помочь и выслушать… Но при этом уязвимая, отнюдь не всесильная, не скрывающая свой страх и похожая на любимую бабушку (или маму) многих зрителей. Миссис Райнер уместна в любых паранормальных историях, однако она не кажется героиней, которой море по колено и за которую не стоит переживать.
Так что даже если цикл прервется на «Астрале 4: Последний ключ», то Лин Шэй сможет уйти на пенсию с чувством выполненного долга. Хоть ей и пришлось ждать этого несколько десятилетий, она создала персонажа, который вошел в жанровые анналы. Да, Элис Райнер – не Фредди Крюгер и даже не Джон Крамер из «Пилы», но Шэй бесспорно есть чем гордиться.