На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

102 подписчика

Рецензия на третий сезон сериала «Твин Пикс»

Четверть века назад после переполненного странными событиями расследования убийства старшеклассницы Лоры Палмер в окрестностях городка Твин Пикс пропал федеральный агент Дэйл Купер. Его возвращение стало не меньшей неожиданностью, чем исчезновение, тем более что возродился Купер сразу в нескольких ипостасях: один известен под именем Дагги Джонс, он клерк страховой компании в Вегасе, лишенный интеллекта, но необыкновенно везучий, другой – жестокий и целеустремленный убийца, идущий по ему одному известному следу.

Возвращение «куперов» сопровождается таинственными убийствами и раскрытием новых подробностей давно отложенных ФБР на полку дел, и все ниточки вновь ведут в дивное тихое поселение, раскинувшееся среди вековых сосен на каменных склонах в штате Вашингтон…

Твин Пикс (2017) / Twin Peaks

детектив / драма / триллер

Режиссер: Дэвид Линч
В ролях: Кайл МакЛоклен, Шерил Ли, Майкл Хорс, Криста Белл Зюхт, Мигель Феррер

25 лет назад, а у нас чуть позже, «Твин Пикс» Дэвида Линча, сериал, состоящий из двух сильно различающихся сезонов, стал культовым. Владение материалом, жонглирование теориями и непринужденная трактовка событий вокруг Лоры Палмер делали любого не просто знатоком сериалов, вы легко превращались в философа, гуру абстракционизма и шамана. Годы шли, но «Твин Пикс» оставался вершиной недосягаемой – не столько, впрочем, потому, что не было ничего лучше, не было просто ничего похожего в принципе. Потому-то и не оставалось Линчу ничего иного, как бросить вызов самому себе, его «Твин Пикс: Возвращение» – это и сиквел, и приквел, и спин-офф, и история из той же вселенной, и история из другого измерения. В новых 18 эпизодах намешано столько всего, что расхлебывать хватит на долгие годы.

Не верьте никому, кто станет утверждать, что понял, в чем заключается сюжет, посыл и мораль «Твин Пикса» (как, впрочем, и любого другого фильма Линча), потому что к разуму, к умениям все раскладывать по полочкам, сопоставлять факты и делать выводы сериал обращается в последнюю очередь. Или не обращается вообще, авторам интереснее собственными чувствами и эмоциями бить по чувствам и эмоциям зрителя, своими снами наводить кошмары посмотревшим, собственные звон в ушах и сверкание в глазах проецировать на других. А попробуй текстом описать звук скачущей патефонной иглы, марево над узниками Черного вигвама или «лицо говорящей руки, принявшей облик дерева» (реальный персонаж шоу) – любые законы, правила и тщательно выстроенные распорядки рухнут, как карточный домик.

Потому что «Твин Пикс» – это даже не сериал, это какое-то визуальное полотно, живущее собственной жизнью. Его эпизоды могут отличаться стилистически, как фильмы разных режиссеров, живущих в разные эпохи на разных континентах. Он варварски обращается с жанрами, начинаясь как мрачный криминальный детектив («В квартире обнаружен обезглавленный труп, к которому приставлена голова другого мертвеца» – так начинается восемь из десяти скандинавских сериалов), затем ныряя то в фантастику, то в ромком, то в драму, но нигде не задерживаясь подолгу. Герои здесь могут подолгу молчать, могут по полсерии ехать в машине или лететь в самолете, пересказывать сны или беседовать с гигантским самоваром. Сериал, как ни странно, не имеет начала и конца – отмеренные хронометражем отрезки начинаются ниоткуда и заканчиваются ничем. Меньше всего новый «Твин Пикс» похож на кино.

Потому что «Твин Пикс» – это форма медитации. Современные сериалы стали настолько кинематографичными, что их можно и при возможности нужно смотреть на большом экране. Работа Линча – не такая. Нет, агента Купера можно смотреть в кинозале, но при этом с «Твин Пиксом» лучше находиться один на один, только так можно уловить все его шепоты, дыхания и проблески света. Каждый эпизод требует полного погружения в рассказ – словно гипнотизер, Линч сперва убаюкивает вас классической музыкальной темой, затем задает ритм чередой эпизодов, действие в которых то ускоряется, то замедляется, после нагнетает атмосферу и бьет наотмашь, лишая возможности дышать. А в финале снова ставит лиричную песенку: «Три, четыре, закончили упражнение…»

Но «Твин Пикс» – это еще и разговор Линча с окружающим миром. За несколько эпизодов шоу, не отрываясь от основных мыслей и не теряя связи с персонажами, режиссер и сценарист вдруг проговаривает свое понимание добра и зла, демонстрирует ужас рождения плохого и труд, который берет на себя хорошее, чтобы сохранить гармонию в мире. Минута за минутой Линч прилежно демонстрирует нам свое представление о мироустройстве, где есть место и индейским обычаям, и мистическому опыту, и фантастическим путешествиям, и вполне прозаическому праву на искупление. Тут же через сериал он обращается и к своим друзьям: только у мертвеца не защемит сердце в сцене с Дэвидом Боуи или в эпизоде прощания с миром Женщины с поленом. Линч есть любовь, и этой любви хватает на всех.

Но и это не весь «Твин Пикс». «Возвращение» – как точно заметил кто-то из зрителей – похоже на музей современного искусства, в нем все непонятно, экспонаты вызывают недоумение и даже возмущение, но здесь принято понимающе кивать и поражаться мастерству автора, даже если он просто пролил на холст кофе. Третий сезон «Твин Пикса» – еще и головоломка, внимательный просмотр сериала потребует от вас усидчивости, ведения дневника или даже формирования стены с пометками, аналогичной тем, что показывают в детективах. Впрочем, выстроить точные связи вы все равно не сможете. И продолжать перечисление ассоциаций, которые порождает просмотр шоу, можно бесконечно – для каждого «Твин Пикс» свой, кто-то принимает его с холодным спокойствием Купера, у кого-то рот не закрывается от удивления, как у братьев Митчем, кто-то легкомысленно пропускает большую часть истории, уплетая фастфуд, как Шанталь и Хатч, а кто-то ежеминутно вздевает к небу глаза, как персонаж Мигеля Феррера.

Но Линчу только этого и нужно. Нахмурившись, как его персонаж в сериале, режиссер заявляет, что никаких объяснений увиденному не последует, мол, кино, лишенное загадок, быстро забывается и теряет привлекательность. Так что нам остается блуждать среди сосен, вигвамов и двойников в полнейшей тьме, сменяя истошный крик на гробовое молчание и задаваясь вопросом: «Какой сейчас год?» Может быть, весь последующий месяц. Может, год. Может, еще 25 лет. Но, скорее всего, навсегда, ибо «Твин Пикс» не имеет границ ни в пространстве, ни во времени.

Оценка 9/10.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх