2019 год. Тишина крохотного немецкого городка Винден, где давно не случалось никаких происшествий, нарушена страшной новостью – пропал местный школьник, 15-летний Эрик. Учитывая то, что подросток был проблемным, а его родители не отличались образцовым поведением, горожане дистанцируются от трагедии, однако новое исчезновение – на сей раз в лесу пропал 11-летний Миккель, сын полицейского Ульриха Нильсена – заставляет отнестись к случившемуся всерьез. Особенно беспокоятся старожилы городка, ведь нечто подобное происходило и в 1986 году, а та трагедия, в свою очередь, опиралась на драматические события 1953-го, когда неподалеку от Виндена начали строить атомную электростанцию. Три временных пласта, несколько семей и темная тайна туго сплетаются в мрачную историю, где каждый вынужден встретиться со своими страхами.
Режиссер: Баран бо Одар
В ролях: Оливер Мазуччи, Каролина Эйхгорн, Йордис Трибель, Луис Хоффманн, Майя Шёне
За поклонников телевизионной фантастики в этом году можно только порадоваться – вслед на долгожданным третьим сезоном «Твин Пикса», продолжением «Очень странных дел» и американского вояжа «Чернобыля» свет увидел еще один любопытный проект, незримо связанный, как бы удивительно это ни звучало, с тремя вышеперечисленными хитами. Подарок на исходе года преподнес сервис Netflix, ведущий активную экспансию, – «Тьма» стала первым сериалом, снятым в Германии по заказу стриминговой компании и третьим неанглоязычным оригинальным шоу Netflix. И нужно отметить, что пока европейский вояж американскому видеогиганту удается.
«Тьму» авторы Баран Бо Одар и Янтье Фризе называют драмой и триллером, однако прежде всего это фантастика, причем не столько эффектная, как какие-нибудь «Звездные пути», сколько умная и даже философская. Здесь не будет (или почти не будет) впечатляющих спецэффектов, не появятся жуткие монстры из параллельной вселенной, а дерево-рука не будет произносить воодушевляющих речей, но для подлинного фаната сложнейших многоуровневых книжных серий Майкла Муркока, Роберта Шекли или Филиппа Дика порой достаточно увлекательной идеи и внимательного к деталям ее воплощения, чтобы произведение надолго засело где-то внутри.
У «Тьмы» есть все для того, чтобы оставить заметный след. Сериал обязательно будут сравнивать с «Очень странными делами», но, за исключением обращения к теме 80-х, сходства между проектами не так уж и много. Найдутся и те, кто проложат параллель к «Твин Пиксу», однако и здесь все связующие нити условны – при всей фантастичности «Тьма» не настолько метафорична и гораздо более конкретна. Наконец, напрашивается стыковка с «Чернобылем», тем более что события немецкого сериала напрямую касаются трагедии в окрестностях Припяти, да и путешествия во времени является главной интригой шоу, но жанрово и стилистически два проекта разительно отличаются. Выходит, что при всех общих гранях с другими сериалами «Тьма» имеет собственный колорит и атмосферу.
И атмосферу довольно мрачную, в этом «Тьма» гораздо ближе к скандинавским драмам с их обязательными семейными проблемами, изменами, тайнами между детьми и родителями, недоверием к государству и бизнесу, желанием уединиться и не сталкиваться даже с соседями. Жители Виндена только на первый взгляд являются добрыми горожанами, на деле их разделяют пропасти, они хранят тайны, ставящие под угрозу других людей, весь район пронизывают нити недомолвок, косых взглядов и заговоров. В общем, все как вы любите, тьма здесь присутствует не только в реальности – над городком почти не бывает солнца, – но и в душах героев нескольких поколений.
Даже самые насмотренные зрители вряд ли увидят в кадре «Тьмы» знакомые лица актеров, да и идейный вдохновитель проекта режиссер Баран бо Одар у нас известен только по незаметно прошедшему в прокате кибертриллеру «Кто я», но сериалу это идет на пользу – можно не отвлекаться на шлейф других картин и наслаждаться происходящим здесь и сейчас (хотя «здесь и сейчас» в «Тьме» понимается весьма относительно). И наслаждаться без опасения быть обманутым – «Тьма» прописана весьма тщательно, сыграна талантливо и поставлена основательно, характеры раскрыты, загадка будоражит воображение, а сумрачные лесные массивы по-настоящему пугают.
«Очень странные дела» в хвост и в гриву эксплуатировали массовую культуру 80-х, «Твин Пикс» увлекся образами, доппельгангерами и происхождением Зла, а «Чернобыль» заигрался в альтернативную историю и «попаданцев». На их фоне «Тьма» выглядит цельно и угрожающе серьезно. Настолько серьезно, что в секретные двери в пещерах под атомными станциями начинаешь верить. А там и до веры в путешествия во времени недалеко.
Оценка 9/10.