14 февраля и 8 марта – дни, которые пугают мужчин больше, чем поход к стоматологу, первый прыжок с парашютом и служба в армии, вместе взятые. И дискомфорт заключается даже не в том, что следует быть галантным, изображать шеф-повара или организовывать доставку цветов, а в превращении всего и вся вокруг на эти дни в непривычную мужику «женскую реальность». Даже в кино в такой день не сходишь на «Джона Уика», «Бешеных псов» или «Схватку» – везде «Сумерки», «Пятьдесят оттенков серого», «Мамы» и прочие розовые романтичные картины. Но, к счастью, ситуация такая сложилось давно, и противоядие для нее давно придумано: снять достаточно много лент, которые, по сути являясь глубоко феминистскими, интересны и полезны мужчине. Полагаем, что большинство из них вы видели, но лучше уж с ними провести вечер Восьмого марта, чем за просмотром очередной наивной комедии о всепобеждающей любви.
С девяти до пяти (1980) / Nine to Five
Режиссер: Колин Хиггинс
В ролях: Джейн Фонда, Лили Томлин, Долли Партон, Дэбни Коулман, Стерлинг Хэйден
Может ли экранное феминистское высказывание быть комедией? Запросто. Особенно если рассказывается в фильме не об абстрактном требовании уважения и справедливости, а об известной любому офисному работнику ситуации, которую легко примерить на себя. Главные героини картины Колина Хиггинса «С девяти до пяти» – обычные секретарши, которые, устав от придирок и издевательств шефа, взяли дело в свои руки. В «мужском» варианте картины, наверное, сюжет свелся бы к тому, что женщины ничего не умеют и не способны довести задуманное до конца, но перед нами история, воспевающая женскую решительность и способность стоять на своем, когда это необходимо. Конечно, комедия остается комедией, но на подкорке после просмотра что-то у мужчины обязательно останется, и он трижды подумает в следующий раз, когда захочет отпустить колкость в адрес своей подчиненной – иначе того и гляди повяжут.
Цветы лиловые полей (1985) / The Color Purple
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Дэнни Гловер, Вупи Голдберг, Маргарет Эвери, Опра Уинфри, Уиллард И. Пью
Историческая драма «Цветы лиловые полей» – кино не слишком типичное для Стивена Спилберга. Вернее, нетипичное для того времени, мало кто ожидал после «Инопланетянина», «Индианы Джонса», «Челюстей» и «Сумеречной зоны» увидеть режиссера за работой над семейной драмой, охватывающей несколько десятилетий. Сегодня-то мы знаем, что Спилберг любит погрузиться в исторический антураж, рассмотреть со всех сторон конкретные персоны или сложившиеся в ту эпоху общественные отношения, но никогда режиссер столь увлеченно не рассказывал о женщинах. О женщинах сильных и страстных, о женщинах, покорных до тех пор, пока это имеет смысл, о женщинах, ищущих счастье и обретающих его так или иначе. Значение «Цветов лиловых полей» сложно переоценить, но посмотреть их стоит хотя бы потому, что в одной из ролей здесь в кино дебютировала Опра Уинфри, которую сегодня многие прочат в президенты США.