Спустя десять лет после событий трилогии «Топор» Эндрю Йонг, единственный выживший в кровавой бойне на болотах, проводит тур по стране со своей книгой. Ему мало кто верит, считая массовым убийцей, ухитрившимся избежать наказания, но Эндрю знает, что демонический убийца Виктор Кроули реален, поэтому предложение вернуться в те места в годовщину тех событий для съемок популярной телепрограммы встречает в штыки. Тем не менее обещание миллиона долларов делает свое дело – Эндрю садится на самолет, не зная, что на болотах группа начинающих киношников случайно вновь вернула Кроули к жизни.
Виктор Кроули (2017) / Victor Crowley
Режиссер: Адам Грин
В ролях: Пэрри Шен, Кейн Ходдер, Лора Ортис, Дэйв Шеридан, Кристал Джой Браун
Цикл «Топор», даром что ему уже двенадцать лет, далеко не так известен и популярен, как того заслуживает. Да, его первые фильмы были неровными и по-студенчески угловатыми, но «Виктор Кроули» довольно неожиданно оказывается лучшим в цикле – и не скажешь, что перед нами уже четвертая часть сериала! «Топору» всегда было свойственно броское, густо-черное чувство юмора, но в «Викторе Кроули» оно выдвигается на первый план, превращая фильм в циничную комедию, напоминающую что-то среднее между отмороженными трэш-хоррорами Ллойда Кауфмана и «чистыми» пародиями (кстати, одну из самых смешных ролей в фильме – гида, мечтающего стать актером – играет комик Дэйв Шеридан, снимавшийся в первой части «Очень страшного кино» и в дилогии Марлона Уэйанса «Дом с паранормальными явлениями»).
Это не значит, что в «Викторе Кроули» нет убийств и «жести» – наоборот, этой самой «жести» тут, пожалуй, даже больше, чем в предыдущих частях. Парадоксально, что отчасти в этом «виноват» цензурный комитет, выдавший первому «Топору» порнографический возрастной рейтинг NC-17, что вынудило создателя цикла Адама Грина не умерить пыл, а, наоборот, прибавить обороты. Он вполне логично рассудил, что, если сделать насилие максимально экстремальным, цензоры поймут, что его нельзя воспринимать всерьез, так что в «Викторе Кроули» графичное насилие бьет через край. Просто чтобы вы понимали, о чем речь, в одной сцене, обреченной на культовость, одной из героинь отрывают руку с зажатым в ней телефоном и засовывают ее жертве между ног с такой силой, что она вылезает через рот!
В пересказе этот эпизод, впрочем, выглядит намного брутальнее, чем на экране, – «страшный» грим подчеркнуто условный (особенно это касается всевозможных отрубаний конечностей с неправдоподобными фонтанчиками крови), при этом персонажи не перестают хохмить и смешно тупить, даже прощаясь с жизнью. И даже открывается фильм сценой, которая сделала бы честь братьям Фаррелли: до того как обязательную парочку случайных жертв пустят в расход, растроганная девушка, получив от своего ухажера предложение руки и сердца, от избытка чувств начнет пускать пузыри соплей и завизжит, точно гиена.
Безусловно, «Виктор Кроули» – это не высокое искусство, но в нем очень хорошо видна неподдельная любовь его авторов к жанру и к кино в целом. Люди не отрабатывают номер, а наслаждаются любимым делом, экспериментируют и по итогу дарят столько удовольствия, сколько не способен доставить ни один дорогущий блокбастер за девятизначную сумму. Именно из таких «жгунов», как Адам Грин, со временем и получаются Питеры Джексоны, Джеймсы Ганны и Тайки Вайтити, и будет очень жаль, если на этом история «Топора» закончится.
Оценка 8/10.